1.Пояснительная записка к учебному плану 1.1.Нормативно-правовая база Нормативно-правовую основу учебного плана основного общего образования муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа №1 с. Исянгулово муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан составляют следующие нормативные документы: Документы федерального уровня: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 2. Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации». 3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287. 4. Приказ Минпросвещения РФ от 16.11.2022 № 993 «Об утверждении ФОП ООО». 5. Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». 6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 г. № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников». 7. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (СП 2.4.3648-20)от 28 сентября 2020 г. № 28. 8. Письмо Министерства просвещения РФ № ТВ-2859/03 от 21.12.2022 г. «Об отмене методических рекомендаций о введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся образовательных учреждений». 9. Письмо Министерства образования и науки РФ от 1 сентября 2016 г. N 08-1803 «О рекомендациях по реализации предметной области ОДНКНР для основного общего образования». Документы регионального уровня: 1. Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 года № 696-з «Об образовании в Республике Башкортостан». 2. Закон Республики Башкортостан «О языках народов Республики Башкортостан» № 216З от 15 февраля 1999 года. 3. Концепция преподавания государственных языков Республики Башкортостан и родных языков народов Республики Башкортостан на 2021 - 2030 годы от 30.12.2020 г. № УГ-613. 4. «Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций в части, формируемой участниками образовательных отношений» №13-7800 от 08.06.2020. 5. Решение заседания коллегии Министерства образования и науки Республики Башкортостан «Об организации изучения предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» («Родной язык и родная литература») при введении обновленных федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» от 24.04.2023 г. 6. Годовой календарный график на 2024-2025 учебный год для школ, организующих образовательный процесс в режиме 5-дневной учебной недели по учебным четвертям. Документы школьного уровня: 1. Устав МОБУ СОШ №1 с.Исянгулово. 2. Программа развития школы. 3. Основная образовательная программа основного общего образования МОБУ СОШ №1 с.Исянгулово на 2020-2025 годы. 4. Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся. 1.2. Реализуемые основные общеобразовательные программы - общеобразовательная программа основного общего образования (5-9 классы) 1.3. Режим работы МОБУ СОШ №1 с.Исянгулово - 5-дневная учебная неделя, односменная Понедельник–пятница: с 8.00 часов до18.00 часов Суббота: с 8.00 часов до 15.00 часов Воскресенье – выходной 1.4. Продолжительность учебного года Дата начала учебного года–2 сентября 2024 года Дата окончания учебного года– 26 мая 2025 года Продолжительность учебного года в 8-9 –х классах составляет 34 недели. Для осуществления текущего контроля успеваемости при освоении образовательных программ общего образования установлен следующий отчетный период: • в 8-9 классах – учебные четверти. 1.5. Продолжительность учебных периодов I четверть II четверть III четверть IV четверть Итого 02.09 – 25.10.2024 05.11 – 28.12.2024 13.01 – 28.03.2025 07.04 – 26.05.2025 8 недель 8 недель 10 недель 7 недель 34 недели 39 учебных дней 40 учебных дней 50 учебных дней 32 учебных дня 163 учебных дней 1.6. Продолжительность каникул Осенние 26.10 – 04.11.2024 10 календарных дней Зимние 29.12 – 12.01.2025 15 календарных дней Весенние 29.03 – 06.04.2025 9 календарных дней Летние 27.05 – 31.08.2025 97 календарных дней Итого 130 календарных дня 1.7. Расписание звонков Уроки 1 урок 2 урок 3 урок 4 урок 5 урок 6 урок 7 урок Расписание звонков для 8 - 9 классов Начало занятий Окончание занятий Продолжительность перемен 08.30 09.20 10.15 11.10 12.05 12.55 13.40 1 занятие (после 5 урока 2 занятие 1 занятие (после 6 урока) 2 занятие 1 занятие (после 7 урока) 2 занятие 3 занятие 09.10 10.00 10.55 11.50 12.45 13.35 14.20 Динамическая пауза – 45 минут Внеурочная деятельность 13.30 14.10 14.20 15.00 14.20 15.00 15.10 15.50 15.10 15.50 15.55 16.35 16.40 17.20 10 минут 15 минут 15 минут 15 минут 10 минут 05 минут 10 минут 10 минут 05 минут 05 минут 1.8. Требования к объему домашних заданий Реализация учебных планов предусматривает выполнение домашних заданий (по всем предметам), объем которых не превышает (в астрономических часах): - в 8 классах - 2,5 ч, - в 9 классах - до 3,5 ч. 2. Особенности учебного плана для 8-9 классов в соответствии с требованиями ФГОС ООО Учебный план МОБУ СОШ № 1 с. Исянгулово для обучающихся 8 - 9 классов на 2024-2025 учебный год определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Учебный план для 8 – 9 классов определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. Учебный план для 8 - 9 классов обеспечивает исполнение ФГОС ООО, определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам и учебным предметам, реализует обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений, включающей внеурочную деятельность, в следующем соотношении: * обязательная часть - не менее 70% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования; * часть, формируемая участниками образовательных отношений, определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), образовательного учреждения, учредителя образовательного учреждения (организации) - не менее 30%. Время, отводимое на данную часть учебного плана, может быть использовано на: * увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных предметов обязательной части; * введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательного процесса, в том числе этнокультурные; * внеурочную деятельность. Учебный план для 8 - 9 классов (начиная с 5 класса) ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения образовательной программы основного общего образования. Для обучающихся 8 - 9 классов на 2024 - 2025 учебный год определяется максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, распределяется учебное время, отводимое на освоение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в 8 - 9 классах. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу основного общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования: формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; готовность обучающихся к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; личностное развитие обучающегосяв соответствии с его индивидуальностью. Обязательные предметные области и учебные предметы: • русский язык и литература (Русский язык, Литература); • родной язык и литература (Родной язык и Родная литература); • иностранные языки (Иностранный язык, Второй иностранный язык); • математика и информатика (Математика, Алгебра, Геометрия, Информатика); • общественно-научные предметы (История; Обществознание; География); • основы духовно-нравственной культуры народов России (Основы духовнонравственной культуры народов России); • естественно-научные предметы (Биология, Физика, Химия); • искусство (Изобразительное искусство, Музыка); • технология (Труд (технология)); • физическая культура (Физическая культура); • основы безопасности и защиты Родины (ОБЗР). Предметная область «Русский язык и литература» включает в себя учебные предметы «Русский язык» и «Литература». Предусматривается изучение русского языка в 8 классе – изучение русского языка– 3 часа в неделю, литературы – 2 часа в неделю, в 9 классе – изучение русского языка– 3 часа в неделю, литературы – 3 часа в неделю. Предметная область «Родной язык и родная литература» представлена предметами «Родной язык» в 8 - 9 классах (0,5 часа в неделю) и «Родная литература» (0,5 часа в неделю). Выбор родного языка и литературы для изучения зафиксирован письменными заявлениями родителей (законных представителей) и предусматривает изучение русского и башкирского языков. Предметная область «Иностранные языки» включает в себя учебный предмет «Иностранный язык (английский)» по 3 часа в неделю в 8 – 9 классах. Изучение второго иностранного языка не осуществляется на основании заявлений родителей (законных представителей) обучающихся об отказе от изучения второго иностранного языка. Предметная область «Математика и информатика» в 8 - 9 классах представлена учебным предметом «Алгебра» - 4 часа в неделю (из них по 1 часу в 8 - 9 классах из части, формируемой участниками образовательного процесса по заявлениям родителей (законных представителей) обучающихся) и «Геометрия» - 2 часа в неделю, которые преподаются в качестве самостоятельных учебных предметов. Предмет «Информатика», направленный на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, изучается с 7 класса как самостоятельный учебный предмет 1 час в неделю. Предметная область «Общественно - научные предметы» в 8 - 9 классах включает в себя учебные предметы «История» по 2 часа в 8 - 9 классах, «Обществознание» по 1 часу в неделю, «География» - по 2 часа в неделю. Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» была представлена предметом «Основы духовно-нравственной культуры народов России», изучение данного предмета осуществлялось в 5 - 6 классах. Предметная область «Естественно-научные предметы» включает изучение учебного предмета «Биология» по 2 часа в неделю в 8 - 9 классах, предмет «Физика» в 8 классах по 2 часа в неделю, в 9 классе – 3 часа в неделю (из них 1 час из части, формируемой участниками образовательного процесса по заявлениям родителей (законных представителей) обучающихся). Предметная область «Искусство» предусматривает изучение учебных предметов «Музыка» и «Изобразительное искусство» по 0,5 часа в неделю в 8 классах. Уроки в 8 классах по предметам «Музыка» ведутся в I полугодии и «Изобразительное искусство» (по 0,5 часа в неделю) – во II полугодии. Предметная область «Технология» представлена учебным предметом «Труд (технология)» по 1 часу в 8-9 классах. При изучении предмета «Труд (технология)» осуществляется деление классов на две группы (мальчики, девочки). Предметная область «Физическая культура» включает в себя учебный предмет «Физическая культура». Изучение предмета «Физическая культура» предусмотрено из расчета 2 часа в неделю из обязательной части учебного плана и 1 час в неделю реализуется за счет часов внеурочной деятельности в 8 классах, 1 час в неделю из обязательной части учебного плана и 1 час в неделю реализуется за счет часов внеурочной деятельности в 9 классах. Предметная область «Основы безопасности и защиты Родины» в 8 - 9 классах включает изучение предмета «ОБЗР» по 1 часу в неделю. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), представлена в 8 - 9 классах следующим образом: - «Башкирский язык как государственный язык Республики Башкортостана» (выбор осуществляется родителями (законными представителями) - 1 час в неделю. Изучение башкирского языка является важным источником для приобщения учащихся к культуре народа – носителя данного языка, уровня коммуникативной компетенции, т.е. готовности и способности осуществлять общение на башкирском языке. - в 8 - 9 классах по заявлениям родителей (законных представителей) выделен 1 час на изучение предмета «Башкирский язык как государственный язык Республики Башкортостан» для русскоязычных детей, также по заявлениям родителей (законных представителей) желающие изучают родной (башкирский) язык, родную (башкирскую) литературу, родной (русский) язык, родную (русскую) литературу. Уроки по предметам «Родной язык» ведутся в I полугодии и «Родная литература» (по 0,5 часа в неделю) – во II полугодии. На уроках родного языка и родной литературы классы делятся на группы. С целью успешного освоения ООП добавлены часы на изучение следующих предметов: -«Русский язык» - по 1 часу в 8 - 9 классах; - «Литература» - 1 час в неделю в 9 классах; - «Иностранный язык (английский)» - по 1 часу в 8 - 9 классах; - «Вероятность и стаистика» - по 1 часу в 8 - 9 классах; - «История» - по 1 часу в 8 - 9 классах; - «География» - по 1 часу в 8 - 9 классах; - «Физика» - по 1 часу в 8 - 9 классах; - «Биология» - 1 час в неделю в 8-9 классах. Выбор предметов части, формируемой участниками образовательного процесса, отражен в заявлениях родителей (законных представителей) обучающихся. При проведении уроков по предметам «Башкирский язык как государственный язык Республики Башкортостан», «Родной язык», «Родная литература», «Труд (технология)» осуществляется деление классов на группы. В итоге, в 8 и 9 классах недельная нагрузка составляет 33 часа при допустимой нагрузке 33 часа. Совокупное учебное время для обучающихся 5-9 классов, отведенное в учебном плане на учебные предметы обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, не превышает 6020 часов за 5 лет обучения. Учебный план основного общего образования МОБУ СОШ №1 с. Исянгулово с русским языком обучения (недельный) на 2024-2025 учебный год Предметные области Русский язык и литература Родной язык и родная литература Иностранные языки Математика и информатика Общественно-научные предметы Основы духовнонравственной культуры народов России Естественно – научные предметы Искусство Учебные предметы Кол-во часов в неделю 8 кл 9 кл Обязательная часть Русский язык Литература Родной язык Родная литература Иностранный язык Алгебра Геометрия Информатика История России. Всеобщая история Обществознание География Основы духовно- нравственной культуры народов России Физика Химия Биология Музыка Изобразительное искусство 2 2 2 2 4 4 0,5 0,5 1 0,5 2 3 2 1 0,5 2 3 2 1 1 4 6 4 2 1 1 2 1 1 1 1 2 2 - - 1 2 1 0,5 2 2 1 - 3 4 2 0,5 0,5 - 0,5 - Технология Физическая культура Основы безопасности и защиты Родины Русский язык Труд (технология) 1 1 Физическая культура 2 1 Основы безопасности и защиты 1 1 Родины Итого 25 25 Часть, формируемая участниками образовательных отношений 1 1 Литература Иностранный язык Вероятность т статистика География История России. Всеобщая история Физика Биология Башкирский язык как государственный язык Республики Башкортостан/ Родной (башкирский) язык Итого Максимально допустимая недельная нагрузка Всего 2 3 2 50 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 1 1 2 8 8 16 33 33 66 Учебный план основного общего образования МОБУ СОШ №1 с. Исянгулово с русским языком обучения (годовой) на 2024-2025 учебный год Предметные области Русский язык и литература Родной язык и родная литература Иностранные языки Математика и информатика Общественно-научные предметы Основы духовнонравственной культуры народов России Естественно – научные предметы Искусство Технология Физическая культура Учебные предметы Обязательная часть Русский язык Литература Родной язык Родная литература Иностранный язык Алгебра Геометрия Информатика История России. Всеобщая история Обществознание География Основы духовно- нравственной культуры народов России Физика Химия Биология Музыка Изобразительное искусство Труд (технология) Физическая культура Кол-во часов в неделю 8 кл 9 кл 68 68 17,5 17,5 68 102 68 34 68 68 17,5 17,5 68 102 68 34 136 136 34 34 136 204 136 68 34 34 68 34 34 34 34 68 68 - - - 34 68 34 17,5 17,5 34 68 68 68 34 102 136 102 17,5 17,5 68 68 34 102 Основы безопасности и защиты Родины Основы безопасности и 34 34 защиты Родины Итого 850 850 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Русский язык 34 34 Литература 34 Иностранный язык 34 34 Вероятность т статистика 34 34 География 34 34 История России. Всеобщая история 34 34 Физика 34 34 Биология 34 Башкирский язык как государственный язык Республики 34 34 Башкортостан/ Родной (башкирский) язык Итого 272 272 Максимально допустимая недельная нагрузка Всего 1122 1122 68 1700 68 34 68 68 68 68 68 34 68 544 2244 3. Промежуточная аттестация Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией. Промежуточная аттестация в 5 – 8 классах образовательной организации подразделяется на: - годовую - оценка качества усвоения обучающимися всего объема содержания учебного предмета за учебный год; - четвертную и полугодовую - оценка качества усвоения обучающимися содержания какой-либо части (частей) темы (тем) конкретного учебного предмета по итогам учебного периода (четверти, полугодия) на основании текущей аттестации; - текущую - оценка качества усвоения содержания компонентов какой-либо части (темы) конкретного учебного предмета в процессе его изучения обучающимися по результатам проверки (проверок). Промежуточная аттестация проходит в соответствии с Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся: - по итогам учебной четверти по предметам с недельной нагрузкой более 1 часа; - по полугодиям по предметам с недельной нагрузкой 1 час; - по итогам учебного года. Итоговая отметка за четверть определяется как среднее арифметическое текущих отметок и выставляется в соответствии с правилами математического округления, годовая отметка определяется как среднее арифметическое четвертных отметок. Четвертная аттестация, годовая аттестация могут сопровождаться выполнением обучающимися тематических, итоговых контрольных работ, диктантов, тестов, зачетов, защитой реферата, проектной работой и др. Все эти виды работ осуществляются в соответствии с рабочими программами учителей. Промежуточная аттестация по итогам учебного года проводится без прекращения учебного процесса и предусматривает следующее: контрольная работа по математике, диктант, устная аттестация по билетам, собеседование, тестирование, защита исследовательских, творческих, проектных работ. При промежуточной аттестации обучающихся применяются следующие формы оценивания: пятибалльная система оценивания в виде отметки (в баллах), безотметочное оценивание в виде зачета. Критерии оценивания по каждому предмету разрабатываются педагогом, согласуются с методическим объединением по данному предмету и фиксируются в рабочих программах по учебному предмету. Проведение промежуточной аттестации регламентируется локальным актом школы «Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся». Промежуточная аттестация осуществляется в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта и обеспечивает комплексный подход к оценке результатов образования (предметных, метапредметных, и личностных). Промежуточная аттестация представляет собой процедуру аттестации обучающихся, которая проводится в конце каждой четверти и в конце учебного года по каждому изучаемому предмету. Промежуточная аттестация за четверть проводится на основе результатов накопленной оценки и результатов выполнения тематических проверочных, контрольных работ, результаты которых фиксируются в электронном журнале. Промежуточная аттестация за учебный год проводится в форме выставления оценки (отметки) за учебный год на основании четвертных оценок (отметок). Формы и периодичность проведения промежуточной аттестации по классам и учебным предметам Классы Предмет Форма промежуточной аттестации за год 8 на основании оценок за 4 четверти на основании оценок за 4 четверти на основании оценок за 2 четверти на основании оценок за 2 четверти на основании оценок за 4 четверти на основании оценок за 4 четверти на основании оценок за 4 четверти на основании оценок за 4 четверти 9 Периодичность промежуточной аттестации в течение учебного года Русский язык 1,2,3,4 четверть Литература 1,2,3,4 четверть Родной язык 1,2 четверть Родная литература 3,4 четверть Иностранный язык 1,2,3,4 четверть Алгебра 1,2,3,4 четверть Геометрия 1,2,3,4 четверть Вероятность и 1,2,3,4 четверть статистика Информатика 1,2,3,4 четверть История 1,2,3,4 четверть Обществознание 1,2,3,4 четверть География 1,2,3,4 четверть Физика 1,2,3,4 четверть Химия 1,2,3,4 четверть Биология 1,2,3,4 четверть Музыка 1,2 четверть Изобразительное 3,4 четверть искусство Труд (технология) 1,2,3,4 четверть Физическая культура 1,2,3,4 четверть ОБЗР 1,2,3,4 четверть Башкирский язык как 1,2,3,4 четверть государственный язык РБ Русский язык 1,2,3,4 четверть Литература 1,2,3,4 четверть Родной язык 1,2 четверть Родная литература 3,4 четверть Иностранный язык 1,2,3,4 четверть Алгебра 1,2,3,4 четверть Геометрия 1,2,3,4 четверть Вероятность и 1,2,3,4 четверть статистика Информатика 1,2,3,4 четверть История 1,2,3,4 четверть Обществознание 1,2,3,4 четверть География 1,2,3,4 четверть Физика 1,2,3,4 четверть Химия 1,2,3,4 четверть Биология 1,2,3,4 четверть Труд (технология) 1,2,3,4 четверть Физическая культура 1,2,3,4 четверть ОБЗР 1,2,3,4 четверть Башкирский язык как 1,2,3,4 четверть государственный язык РБ на основании оценок за 4 четверти на основании оценок за 4 четверти на основании оценок за 4 четверти на основании оценок за 4 четверти на основании оценок за 4 четверти на основании оценок за 4 четверти на основании оценок за 4 четверти на основании оценок за 2 четверти на основании оценок за 2 четверти на основании оценок за 4 четверти на основании оценок за 4 четверти на основании оценок за 4 четверти на основании оценок за 4 четверти на основании оценок за 4 четверти на основании оценок за 4 четверти на основании оценок за 2 четверти на основании оценок за 2 четверти на основании оценок за 4 четверти на основании оценок за 4 четверти на основании оценок за 4 четверти на основании оценок за 4 четверти на основании оценок за 4 четверти на основании оценок за 4 четверти на основании оценок за 4 четверти на основании оценок за 4 четверти на основании оценок за 4 четверти на основании оценок за 4 четверти на основании оценок за 4 четверти на основании оценок за 4 четверти на основании оценок за 4 четверти на основании оценок за 4 четверти на основании оценок за 4 четверти По окончании 9 класса осуществляется итоговая аттестация (государственная итоговая аттестация) по образовательным программам основного общего образования на основании действующих нормативных документов.