1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа воспитания направлена на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Воспитательная программа показывает, каким образом педагоги могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности. В центре программы воспитания МОБУ СОШ №1 с.Исянгулово находится личностное развитие обучающихся в соответствии с ФГОС общего образования, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы школы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности. Данная программа воспитания показывает систему работы с детьми в школе. 1. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ Процесс воспитания в школе основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников: - неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации; - ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов; - реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; - организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей; - системность, целесообразность и избирательность воспитания как условия его эффективности. Основными традициями воспитания в Школе являются следующие: - стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые общешкольные дела (КТД), через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов; - важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для 2 воспитания других совместных дел педагогов и школьников является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов; - в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора); - в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников, а также их социальная активность; - педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений; - ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции. 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в - личностное развитие школьников, проявляющееся: 1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (т.е. в усвоении ими социально значимых знаний); 2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (т.е. в развитии их социально значимых отношений); 3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (т.е. в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел). Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому стандарту, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели. Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования: 1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний 3 знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут. Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника. Знание их станет базой для развития социально значимых отношений школьников и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие: - быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим; - быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца; - знать и любить свою Родину - свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну; - беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы); - проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе; - стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; - быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым; - соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни; - уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья; - быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чёмто непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших. Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений. 2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для 4 развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений: - к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья; - к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне; - к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать; - к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека; - к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье; - к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; - к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение; - к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир; - к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества; - к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития школьника, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст - наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений школьников. 3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел. Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге 5 самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический опыт, который они могут приобрести в том числе и в школе. Важно, чтобы опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению школьников во взрослую жизнь окружающего их общества. Это: - опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких; - трудовой опыт, опыт участия в производственной практике; - опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции; - опыт природоохранных дел; - опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице; - опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности; - опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения; - опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей; - опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт; - опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации. Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других составляющих общей цели воспитания. Приоритет — это то, чему педагогам, работающим со школьниками конкретной возрастной категории, предстоит уделять первостепенное, но не единственное внимание. Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение поставленной цели, позволит ребенку получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей. Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение следующих основных задач: - реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе; - реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы; - вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, 6 работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности; - использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися; - инициировать и поддерживать ученическое самоуправление - как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ; - поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций; - организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал; - организовывать профориентационную работу со школьниками; - развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности; - организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей. Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников. 3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле. 3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела» Ключевые дела - это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Это не набор календарных праздников, отмечаемых в школе, а комплекс коллективных творческих дел (далее КТД), интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогами для детей. Для этого в образовательной организации используются следующие формы работы. На внешкольном уровне: • социальные проекты - ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума. 7 • открытые дискуссионные площадки - регулярно организуемый комплекс открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских, совместных), в рамках которых обсуждаются насущные поведенческие, нравственные, социальные, проблемы, касающиеся жизни школы, города, страны. • проводимые совместно с родителями учащихся спортивные праздники, конкурсы, представления, которые открывают возможности для творческой самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих. На школьном уровне: • общешкольные праздники ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы; • торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей; • капустники - театрализованные выступления педагогов, родителей и школьников с элементами доброго юмора, пародий, импровизаций на темы жизни школьников и учителей. Они создают в школе атмосферу творчества и неформального общения, способствуют сплочению детского, педагогического и родительского сообществ школы; • церемонии награждения (по итогам года) школьников за активное участие в жизни школы (конкурсы, соревнования, олимпиады). Это способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу. На уровне классов: • выбор и делегирование представителей классов, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел; • участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел; • проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела. На индивидуальном уровне: • вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование; • индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел; • наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми; • при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать 8 хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы. 3.2. Модуль «Педагогическое руководство» Осуществляя работу с классом, педагог организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями Работа с классным коллективом: • инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе; • организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися класса (познавательной, трудовой, спортивнооздоровительной, духовно-нравственной, творческой,профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, - вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, - установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе. • проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения. • сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные и многодневные экскурсии, организуемые учителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; внутриклассные праздники, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса. • выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе. Индивидуальная работа с учащимися: • изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями; • поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить; 9 • индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года - вместе анализируют свои успехи и неудачи; • коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе. Работа с учителями, преподающими в классе: • регулярные консультации классного руководителя с учителямипредметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися; • проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников; • привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке; • привлечение учителей к участию в собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей. Работа с родителями учащихся или их законными представителями: • регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом; • помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителямипредметниками; • организация индивидуальных бесед (консультаций), происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников; • создание и организация работы родительского комитета школы, участвующего в решении вопросов воспитания и обучения их детей; • привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса. 3.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности» Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через: - вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах; - формирование в кружках, секциях и т.п. детско-взрослых общностей, которые 1 0 могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; - создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения; - поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций; - поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления. Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов. Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира. Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности, создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие. Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей. Краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на воспитание у школьников любви к стране, ее истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности школьников. Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых. Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде. 3.4. Модуль «Школьный урок» Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее: • установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; 1 1 • побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; • привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; • применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; • организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. 3.5. Модуль «Самоуправление» Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам - предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку учащимся младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться (посредством введения функции педагогакуратора) в детско-взрослое самоуправление. 1 2 Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом. На уровне классов: • через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров (например, старосты), представляющего интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой классного руководителя; На индивидуальном уровне: • через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел; • через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т.п. Модуль 3.6. «Экскурсии, экспедиции, походы» Экскурсии, походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях,в походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности. -пешие прогулки, развивающие экскурсии, организуемые в классах классными руководителями и родителями школьников: в музей, в картинную галерею, на природу (проводятся как интерактивные занятия); -предметные экскурсии, организуемые учителями и родителями для углубленного изучения биографий российских поэтов и писателей, произошедших исторических событий, имеющихся природных и историкокультурных ландшафтов, флоры и фауны; 3.7. Модуль «Профориентация» Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка - подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через: 1 3 • циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего; • профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности; • посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах; • совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования; • просмотр всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер классах, посещение открытых уроков; • индивидуальные консультации для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии; • освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках курсов внеурочной деятельности. 3.8. Модуль «Школьные медиа» Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и педагогами средств распространения текстовой, аудио и видео информации) - развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся. Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности: • разновозрастная группа учащихся и консультирующих их взрослых, целью которого является освещение (через школьную газету, радио) наиболее интересных моментов жизни школы, популяризация КТД, кружков, секций и т.д.; • проводятся круглые столы с обсуждением значимых учебных, социальных, нравственных проблем; • школьный медиацентр - созданная из заинтересованных добровольцев группа информационно-технической поддержки школьных мероприятий, осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение школьных праздников, конкурсов, спектаклей, вечеров; • школьная интернет-группа - разновозрастная группа школьников и педагогов, поддерживающее виртуальную диалоговую площадку, на которой могли бы обсуждаться вопросы 1 4 • школьная киностудия, в рамках которой создаются ролики, клипы, осуществляется монтаж познавательных фильмов, с акцентом на этическое, эстетическое, патриотическое просвещение. 3.9. Модуль «Организация предметно-эстетической среды» Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как: • оформление интерьера школьных помещений и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и внеучебные занятия; • размещение на стендах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин определенного художественного стиля, знакомящего школьников с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, и т.п.); • создание и поддержание в рабочем состоянии стеллажей свободного книгообмена, на которые желающие дети, родители и педагоги могут выставлять для общего пользования свои книги, а также брать с них для чтения любые другие; • благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями, учителями-предметниками совместно с учащимися, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми; • событийный дизайн - оформление пространства проведения конкретных школьных событий (праздников, торжественных линеек, творческих выставок, конференций и т.п.); • совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой школьной символики (флаг школы, гимн школы, эмблема школы, логотип), используемой как в школьной повседневности; • акцентирование внимания школьников посредством элементов предметноэстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах. 3.10. Модуль «Работа с родителями» Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках 1 5 следующих видов и форм деятельности. На групповом уровне: • Общешкольный родительский комитет, участвующий в решении вопросов воспитания и социализации их детей; • родительские дни, во время которых родители могут получать представления о ходе учебно-воспитательного процесса в школе; • «Дни открытых дверей», на которых происходит встреча педагогов школы с родителями обучающихся по вопросам обучения и воспитания детей; На индивидуальном уровне: • работа администрации школы по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций; • участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка; • помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности; • индивидуальное консультирование с целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей. 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения. Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации. Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в школе, являются: - принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс; - принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных - таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами; - принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности; - принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников - это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и 1 6 саморазвития детей. Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса могут быть следующие. 1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития школьников каждого класса. Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы. Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу. 2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, активом старшеклассников и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы. Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями, педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости - их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы. Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с: - качеством проводимых общешкольных ключевых дел; - качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов; - качеством организуемой в школе внеурочной деятельности; - качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков; - качеством существующего в школе ученического самоуправления; - качеством проводимых в школе экскурсий, походов; - качеством профориентационной работы школы; - качеством работы школьных медиа; - качеством организации предметно-эстетической среды школы; - качеством взаимодействия школы и семей школьников. Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является 1 7 перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих решений. План воспитательной работы МОБУ СОШ №1 с.Исянгулово на 2020 - 2021 учебный год. Цель воспитательной работы школы на 2020/2021 учебный год: совершенствование воспитательной деятельности, способствующей развитию нравственной, физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Задачи воспитательной работы: • совершенствовать систему воспитательной работы в классных коллективах; • формировать гуманистическое отношение к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение, усвоение, присвоение этих ценностей; • формировать гражданское самосознание, ответственность за судьбу Родины, потребность в здоровом образе жизни, активной жизненной позиции; • формировать коммуникативную компетентность, способность к эффективному межличностному взаимодействию, совместной работе в коллективе и группе; • формировать направленность на сотрудничество с людьми, оказание помощи и поддержки окружающим, ответственности за общее дело и работу в коллективе; • координировать деятельность и взаимодействие всех звеньев системы образования; • продолжать развивать ученическое самоуправление, как основы социализации, социальной адаптации, творческого развития каждого обучающегося; • повышать уровень профессиональной культуры и педагогического мастерства учителя для сохранения стабильно положительных результатов в обучении и воспитании обучающихся; • развивать и совершенствовать системы внеурочной деятельности и дополнительного образования; • развивать коммуникативные умений педагогов, навыки работать в системе «учитель - ученик - родитель». Приоритетные направления воспитательной работы на 2020/2021 учебный год: Направление воспитательной работы Задачи работы по данному направлению 1 8 Общеинтеллектуальное (популяризация научных знаний, проектная деятельность) Гражданскопатриотическое (гражданскопатриотическое воспитание, приобщение детей к культурному наследию, экологическое воспитание) Активная практическая и мыслительная деятельность. Формирование потребности к изучению, создание положительной эмоциональной атмосферы обучения, способствующей оптимальному напряжению умственных и физических сил обучающихся. Воспитание экологической грамотности и социально значимой целеустремленности в трудовых отношениях школьников; Изучение обучающимися природы и истории родного края. Проведение природоохранных акций. Выявление и развитие природных задатков и способностей обучающихся. Формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции; Формирование у воспитанников такие качества, как долг, ответственность, честь, достоинство, личность. Воспитание любви и уважения к традициям Отечества, школы, семьи. Воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Приобщение к базовым национальным ценностям российского общества, таким, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд, творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество. Формирование духовно-нравственных качеств личности. Воспитание человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного Духовно-нравственное (нравственноэстетическое поведения в любых жизненных ситуациях. Формирование дружеских отношений в коллективе. воспитание, семейное Воспитание нравственной культуры, основанной на воспитание) самоопределении и самосовершенствовании. Воспитание доброты, чуткости, сострадания, заботы и милосердия к окружающим людям. Создание единой воспитывающей среды, в которой развивается личность ребенка, приобщение родителей к целенаправленному процессу воспитательной работы образовательного учреждения. Включение родителей в разнообразные сферы жизнедеятельности образовательного учреждения. 1 9 Формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного Здоровьесберегающее образа жизни с целью сохранения, и укрепления (физическое воспитание и физического, психологического и социального здоровья формирование культуры обучающихся как одной из ценностных составляющих здоровья, безопасность личности обучающегося и ориентированной на жизнедеятельности) достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, усвоение ими знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них, оказывать само- и взаимопомощь Способствовать преодолению у воспитанников вредных привычек средствами физической культуры и занятием спортом. Формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными Социальное особенностями и способностями, с учетом потребностей (самоуправление, рынка труда. воспитание трудолюбия, Формирование экологической культуры. сознательного, Формирование общественных мотивов трудовой творческого отношения к деятельности как наиболее ценных и значимых, образованию, труду в устойчивых убеждений в необходимости труда на жизни, подготовка к пользу обществу. сознательному выбору Воспитание личности с активной жизненной позицией, профессии) готовой к принятию ответственности за свои решения и полученный результат, стремящейся к самосовершенствованию, саморазвитию и самовыражению. 2 0 Профилактика правонарушений, социально-опасных явлений Совершенствование правовой культуры и правосознания обучающихся, привитие осознанного стремления к правомерному поведению. Организация работы по предупреждению и профилактике асоциального поведения обучающихся. Организация мероприятий по профилактике правонарушений, наркомании, токсикомании, алкоголизма. Проведение эффективных мероприятий по предотвращению суицидального риска среди детей и подростков. Изучение интересов, склонностей и способностей обучающихся «группы риска», включение их во внеурочную деятельность и деятельность объединений дополнительного образования. Организация консультаций медицинского работника для родителей и детей «группы риска». Соблюдение отчетности всех частей воспитательного процесса. Выявление успехов и недостатков в воспитательной работе Контроль за воспитательным процессом Календарь образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры на 2020/2021 учебный год: Месяц Дата Сентябрь 1 3 2-8 8 27 Октябрь В течение года 2 2 4 5 16 Образовательное событие День знаний День окончания Второй мировой войны Неделя безопасности Международный день распространения грамотности День работника дошкольного образования Проведение в РФ Года памяти и славы(2020) День гражданской обороны День профессионально-технического образования Всемирный день защиты животных Международный День учителя Всероссийский урок «Экология и Энергосбережение» в рамках Всероссийского фестиваля энергосбережения «Вместе Ярче» 2 1 30 Международный день школьных библиотек День интернета. Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет. 125-летие со дня рождения великого русского поэта Сергея Александровича Есенина (31 октября) Урок памяти (День памяти политических репрессий) 3 День народного единства (4 ноября) 20 24 День словаря (22 ноября) 290 лет со дня рождения А.В.Суворова 26 1 3 3 5 19 23 День матери в России Всемирный день борьбы со СПИДом Международный день инвалидов День Неизвестного Солдата Международный день добровольца в России Конкурс новогодней композиции (оформление выставки) День героев отечества: 250 лет со Дня победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении ( 7 июля 1770); 640 лет со Дня победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголотатарскими войсками в Куликовской битве (21 сентября 1380); 230 лет со Дня победы русской эскадры под командованием Ф.Ф.Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (11 сентября 1790); 230 лет со Дня взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В.Суворова (24 декабря 1790) День Конституции РФ (12 декабря) Новогодняя ярмарка Новогодние праздники Международный день памяти жертв Холокоста День полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады (1944) День российской науки День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества Международный день родного языка (21 февраля) День защитника Отечества 1 Всемирный день гражданской обороны 26 28 - 30 29 Ноябрь Декабрь 8 9 Январь Февраль Март 11 18 21 - 25 27 27 8 15 2 2 2 8 18 23 - 29 23 - 29 Апрель Май 12 21 30 7 15 21 24 Июнь 1 4 Конкурс весенних композиций (ко 2 марту должна быть готова композиция от класса для оформления школьных коридоров) Международный женский день День воссоединения Крыма с Россией Всероссийская неделя детской и юношеской книги. Юбилейная дата: Е.А.Баратынский (220) A.А.Фет (200) B.Н.Апухтин (180) А.П.Чехов (160) А.И.Куприн (150) А.С.Грин (140) А.Белый (140) А.А.Блок (140) C.Черный (140) Б.Л.Пастернак (130) О.Ф.Бергольц (110) А.Т.Твардовский (110) Ф.А.Абрамов (100) A.Г.Адамов (100) Ю.М.Нагибин (100) Д.С. Самойлов (100) B.М.Песков (90) И.А.Бродский (80) И.А.Бунин (150) Всероссийская неделя музыки для детей и юношества 60-летие полета в космос Ю.А.Гагарина. День космонавтики. Гагаринский урок «Космос - это мы» День местного самоуправления День пожарной охраны. Тематический урок ОБЖ День Победы советского народа в ВОВ 1941 - 1945 (9 мая) Международный день семьи 100- лет со дня рождения А.Д. Сахарова День славянской письменности и культуры Последний звонок 4 класс Последний звонок 9 класс Последний звонок 11 класс Международный день защиты детей День Русского языка — Пушкинский день России(6 2 3 5 11 22 июня) Всемирный день окружающей среды День России (12 июня) День памяти и скорби — день начала ВОВ Календарный план воспитательной работы: СЕНТЯБРЬ Девиз месяца: « Внимание, дети!» № 1 Направление деятельности Общеинтеллектуальное 2 Гражданскопатриотическое 3 Духовно-нравственное Сроки Ответственные Зам. директора по В течение месяца Всероссийская олимпиада УВР, классные школьников Участие в руководители конкурсах различного уровня. Зам. директора 01.09.20 г. поВР, классные Торжественная линейка, руководители посвященная Дню знаний Педагог по ОБЖ 01-10.09.20г. 01.09.20 Классные рук. Беседы в классах по ПДД Содержание Уроки Победы Проведение бесед о нормах поведения в школе, внешнем виде, о школьной форме Зам. директора по ВР Беседы, игры 4 Здоровьесбегающее 5 Социальное 6 Профилактика правонарушений, социально-опасных явлений Контроль воспитательным процессом 7 Классные руководители, В течение месяца 2 неделя Зам. директора по Уроки здоровья и день ВР, классные здоровья руководители Легкоатлетический пробег Учителя «День здоровья» физкультуры Классные 1 неделя руководители, 2 неделя 01Планирование работы Зам.директора по 30.09.20 г органов школьного ВР, педагог ОБЖ 07..10.20 г. самоуправления. Месячник «Безопасная дорога» Месячник по ПДД «Внимание - дети!» В течение месяца Составление паспорта Классные класса руководители Корректировка списков детей «группы риска» Зам.директора по 2 неделя Утверждение планов ВР воспитательной работы классов. Составление расписания занятий по внеурочной деятельности 2 4 ОКТЯБРЬ Девиз: «Здоровое поколение» № 1 2 Направление деятельности Общеинтеллектуальное Гражданскопатриотическое Содержание Всероссийская олимпиада школьников Участие в конкурсах различного уровня. Мероприятия по правовому воспитанию школьников День гражданской обороны День суверенитета Республики Башкортостан 3 4 Духовно-нравственное 6 7 Классные руководители, учитель истории Классные руководители, педагог ОБЖ Декада пожилого человека Зам. директора по ВР, классные руководители День защиты животных Классные День учителя. руководители Праздничный концерт Зам. директора по для учителей ВР Последняя неделя 2 неделя 01 10.10.20 г 04.10.20 г 05.10.19 г Здоровьесбегающее Месячник психологического здоровья 5 Сроки Ответственные Зам. директора по В течение месяца УВР, классные руководители Социальное Профилактика правонарушений, социально-опасных явлений Контроль за воспитательным процессом Акция «Чистый класс» Классные часы по правилам поведения во время каникул Цикл бесед Итоги проверки планов воспитательной работы Оформление плана работы на каникулы Классные руководители В течение месяца Педагог- психолог Последняя неделя Классные руководители Последняя неделя Зам.директора по ВР, классные Согласно плану руководители В течение месяца Зам.директора по Вторая неделя ВР Последняя неделя НОЯБР Девиз: «Крепка семья - крепка держава» № 1 2 Направление деятельности Общеинтеллектуальное Гражданскопатриотическое Содержание Участие в конкурсах различного уровня. Ответственные Зам. директора по УВР, классные руководители Проведение мероприятий ко Зам.директора по Дню единства ВР, классные руководители 2 5 Сроки В течение месяца 06.11.20 г 3 Духовно-нравственное 4 Здоровьесбегающее 5 Социальное День словаря (в рамках урока) Учителя русского языка и литературы Мероприятия ко Дню матери «Святость материнства» Классные часы об этикете, здоровом образе жизни Месячник по профориентации «Выбираем профессию» «День открытых дверей» 6 7 Профилактика правонарушений, социально-опасных явлений Контроль за воспитательным процессом классные руководители Классные руководители Замдиректора по ВР, педагогпсихолог Администрация, Классные руководители, учителя Совет профилактики Контроль за проведением мероприятий Проверка «Организация самоуправления в классе» В течение месяца 23-27.11.20 г Вторая неделя В течение месяца Вторая неделя Согласно плану Зам.директора по ВР, классные руководители Зам.директора по ВР В течение месяца ДЕКАБРЬ Девиз: «Новогодние приключения» № 1 Направление деятельности Общеинтеллектуальное Содержание Ответственные Участие в конкурсах различного уровня. Сроки В течение месяца Зам. директора по УВР, классные руководители Классные 11.12.20 г руководители, Мероприятия, приуроченные учитель истории В течение месяца ко Дню Конституции России Тематические уроки «Герои Отечества» Школьные новогодние Зам.директора по 25-27.12.20 г мероприятия ВР, классные руководители 2 Гражданскопатриотическое 3 Духовно-нравственное 4 Здоровьесбегающее Классные часы по пропаганде ЗОЖ 5 Социальное Всемирный день борьбы со СПИДом Акция «Чистый класс» Классные часы по правилам поведения во время каникул 2 6 Классные руководители Зам.директора по ВР, классные руководители Классные руководители Классные Первая неделя 01.12.19 г Последняя неделя Последняя неделя Третья Заседание Совета обучающихся «Итоги 1 полугодия» Цикл бесед, в/ф 6 Профилактика правонарушений, социально-опасных явлений 7 Контроль за воспитательным процессом неделя руководители Зам.директора по ВР Классные В течение месяца руководители Оформление плана работы на Зам.директора по ВР каникулы Последняя неделя ЯНВАРЬ Девиз: «Новаторы школы» № 1 Направление деятельности Общеинтеллектуальное Содержание Подготовка к районной научно-практической конференции Участие в конкурсах различного уровня. 2 Гражданскопатриотическое 3 Духовно-нравственное 4 Здоровьесбегающее 5 Социальное Профилактика правонарушений, социально-опасных явлений 7 Контроль за воспитательным процессом Классные руководители, Сроки 22.01.21 г до 29.01.21 г В течение месяца Открытие месячника Оборонно-массовой, спортивной и патриотической работы Третья, четвертая неделя Замдиректора по ВР, учитель ОБЖ, учителя физкультуры Классные 27.01.21 г руководители, учитель истории Международный день Зам.директора по памяти жертв Холокоста. ВР День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944) Вторая неделя Классный час «Что такое Классные Третья неделя ГТО?» руководители Школьная игра «Готов к Учителя труду и обороне» физкультуры Мероприятия по Классные В течение месяца руководители, профилактике ДТП Акция учитель ОБЖ «Внимание - дети!» Планы на 2-ое полугодие 6 Ответственные Учителяпредметники Консультации для родителей учащихся по итогам 1-го полугодия Зам.директора по УВР Вторая неделя Согласно плану Зам.директора по В течение месяца ВР, классные Первая неделя руководители, медсестра Зам.директора по УВР Зам.директора В течение месяца Проверка «Анализ по УВР воспитательной работы за 1ое полугодие» Проверка журналов инструктажей по ТБ 2 7 ФЕВРАЛЬ № 1 Направление деятельности Общеинтеллектуальное 2 Гражданскопатриотическое 3 Духовно-нравственное 4 Здоровьесбегающее 5 Социальное 6 Профилактика правонарушений, социально-опасных явлений Контроль за воспитательным процессом 7 Девиз: «Готов к труду и обороне!» Сроки Содержание Ответственные Участие в научно УчителяПоследняя практической конференции предметники неделя В течение «Шаг в будущее» Классные месяца Участие в конкурсах руководители, различного уровня Месячник Оборонномассовой, Первая, вторая спортивной и патриотической неделя Замдиректора по работы ВР, учитель ОБЖ, Согласно плану учителя Сдача нормы ГТО физкультуры Конкурс «А ну-ка парни!» Школьный конкурс 22-24.02.21 г литературно-музыкальных Зам.директора по композиций «Инсценирование ВР, классные военной песни» руководители, «Защитники вперед!» учитель музыки Школьная эстафета Замдиректора по 24-26.02.21 г Конкурс «Зарница» ВР, учитель физкультуры Мероприятия по ПДД В течение месяца Зам.директора по УВР, классные Акция «Кормушка» руководители Классные руководители Организация цикла лекций, Замдиректора по Согласно плану в/ф В течение месяца ВР, классные руководители Замдиректора по В течение месяца Итоги проверки «Анализ ВР воспитательной работы за 1ое полугодие» Текущий контроль проведения занятий внеурочной деятельности МАРТ Девиз: «Мое место в мире» 1 Направление деятельности Общеинтеллектуальное 2 Гражданско- № Содержание Участие в конкурсах различного уровня. Проведение научно практической конференции «Старт в науку» Мероприятия по правовому 2 8 Ответственные Сроки Зам.директора по В течение месяца УВР,классные руководители, учителяВторая неделя предметники Классные Последняя патриотическое 3 воспитанию школьников Духовно-нравственное 4 Здоровьесбегающее 5 Социальное Конкурс «А ну-ка девочки!» Игровая программа «Масленичные забавы» Лыжная эстафета Акция «Чистый класс» Классные часы по правилам поведения во время каникул «День открытых дверей» руководители, учитель истории Зам.директора по ВР Зам.директора по ВР Замдиректора по ВР, учителя физкультуры Классные руководители Зам.директора по ВР, учителя 6 7 Профилактика правонарушений, социально-опасных явлений Контроль за воспитательным процессом Цикл лекций, в/ф Организация работы Родительского патруля Проверка журналов внеурочной деятельности неделя 08.03.21 г Вторая неделя Вторая неделя Последняя неделя Третья неделя Согласно плану Замдиректора по В течение месяца УВР, классные руководители Зам.директора по УВР Последняя неделя АПРЕЛЬ Девиз: «За здоровый образ жизни!» 1 Направление деятельности Общеинтеллектуальное 2 Гражданскопатриотическое Участие в конкурсах В течение месяца Классные руководители различного уровня Итоги Первая неделя научно-практической Зам.директора по конференции «Старт в науку» УВР, учителяпредметники Гагаринский урок (60 лет со Клас сные Первая неделя руководители дня полета в космос) 3 Духовно-нравственное Весенняя неделя добра № Содержание Ответственные Сроки Четвертая неделя Зам.директора по ВР, классные руководители 4 Здоровьесбегающее 5 Социальное Месячник «За здоровый образ 01-23.04.21 г Зам.директора по жизни» ВР, классные руководители, медсестра Акция «Зеленая планета» Зам.директора по Вторая, третья ВР, классные (охрана окружающей среды) неделя руководители Зам.директора по ВР, учитель по В течение месяца День пожарной охраны. ОБЖ Тематический урок по ОБЖ 6 Профилактика Работа с детьми Зам.директора 2 9 Согласно плану правонарушений, социально-опасных явлений Контроль за воспитательным процессом 7 МАЙ № 1 2 Направление деятельности Общеинтеллектуальное «группы риска» по УВР, классные руководители Изучение уровня удовлетворенности работой образовательного учреждения Зам.директора по УВР, классные руководители В течение месяца Последняя неделя месяца Девиз: «Наши успехи и достижения» Содержание Участие в конкурсах различного уровня Гражданскопатриотическое Участие в акции «Бессмертный полк», конкурс рисунков. Ответственные Классные руководители, Зам. директора по УВР Зам. директора по ВР, классные руководители Сроки В течение месяца 07.05.21 г Первая неделя Тематические классные часы, посвященные Дню Победы 3 Духовно-нравственное Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню Победы 07.05.21 г Зам. директора по ВР Праздник Последнего звонка 19-23.05.21 г Зам.директора по ВР, классные руководители 9, 11 классов 4 Здоровьесбегающее Спортивный праздник, «Веселые старты» Экскурсия в природу 5 Социальное 6 Профилактика правонарушений, социально-опасных явлений Акция «Чистый класс» Классные часы по правилам поведения во время каникул Правила безопасного образа жизни во время каникул 3 0 12-16.05.21 г Зам.директора по УВР, учитель Физкультуры Зам.директора по ВР,учитель физкультуры, классные руководители Классные руководители Медсестра Последняя неделя 19-23.05.21 г Последняя неделя Последняя неделя 7 Контроль за воспитательным процессом Анализ изучения уровня удовлетворенности работой образовательного учреждения Анализ работы классных руководителей за 2020/2021 учебный год Зам.директора по ВР до 16.05.21 г Зам.директора по ВР, классные руководители Третья, четвертая неделя ИЮНЬ Девиз: «Ура! Каникулы!» 1 Направление деятельности Общеинтеллектуальное 2 Духовно-нравственное № Содержание Анализ результативности участия в конкурсах различного уровня Вручение аттестатов (9 класс) Вручение аттестатов (11 класс) 3 Контроль за воспитательным процессом Анализ результативности воспитательной работы в образовательном учреждении за 20202021 учебный год Составление плана воспитательной работы на 2021-2022 учебный год Ответственные Зам.директора по УВР Сроки Вторая неделя Замдиректора по УВР Замдиректора по УВР Зам.директора по В течение месяца ВР Корректировка плана воспитательной работы возможно с учетом текущих приказов, постановлений, писем, распоряжений Министерства образования. 3 1