programma_vospitanija_mbdou_ds_orv_solnyshko_21-22-2

Содержание рабочей программы воспитания
Раздел I. Целевой
Пояснительная записка
1.1. Целевые ориентиры и планируемые результаты рабочей программы
Воспитания
1.2. Методологические основы и принципы построения программы
Воспитания
1.2.1. Уклад образовательной организации
1.2.2. Воспитывающая среда детского сада
1.2.3. Общности (сообщества) доу
1.2.4. Социокультурный контекст
1.2.5. Деятельности и культурные практики в детском саду
1.3. Требования к планируемым результатам освоения программы
воспитания
1.3.1. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей
дошкольного возраста (от 2 до 7 лет)
Раздел II. Содержательный
2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания
2.1.1. Патриотическое направление воспитания
2.1.2. Социальное направление воспитания
2.1.3. Познавательное направление воспитания
2.1.4. Физическое и оздоровительное направление воспитания
2.1.5. Трудовое направление воспитания
2.1.6. Этико-эстетическое направление воспитания
2.2. Особенности реализации воспитательного процесса
2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников в процессе реализации Программы воспитания
Раздел III. Организационный
3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания
3.2. Взаимодействия взрослого с детьми. События ДОУ
3.3. Организация предметно-пространственной среды
3.4. Кадровое обеспечение воспитательного процесса
3.5. Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы
Воспитания
3.6. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение
планируемых личностных результатов в работе с особыми категориями
детей
3.7. Примерный календарный план воспитательной работы
Основные понятия, используемые в Программе воспитания

2

Раздел I. Целевой. Пояснительная записка

Рабочая программа воспитания детского сада «Радуга»д.Нижняя Бикберда
разработана на основе нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в
федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся».
2. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утверждена распоряжением Правительства российской Федерации от
29.05.2015г.
3. Указ президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации
на период до 2024 года».
4. Указ президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования».
6. Примерная рабочая программа воспитания для образовательных
организаций, реализующих образовательные программы дошкольного
образования, одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от «01» июля 2021 № 2/21).
7. Календарь образовательных событий, приуроченных к государственным
и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и
событиям российской истории и культуры на 2021-2022 учебный год,
утвержденный Министерством просвещения России.
8. «Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.3/2.4.359020» (постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 27.10.2020 г. № 32) СанПиН 2.3/2.4.3590-20.
9. Основная образовательная программа филиала МОБУ СОШ №1 с.
Исянгулово детский сад «Радуга»д.Нижняя Бикберда.
10. Устав МОБУ СОШ №1 с.Исянгулово .
Работа по воспитанию, формированию и развитию личности
воспитанников в детском саду предполагает преемственность по отношению к
реализации Примерной программы воспитания, одобренной одобрена решением
Федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол № 2/21 от 1 июля 2021 года) и размещена в Реестре примерных
основных общеобразовательных программ на портале https://fgosreestr.ru
Филиал МОБУ СОШ №1с.Исянгулово детский сад «Радуга»
3

руководствуется определением понятия «образовательная программа»,
предложенным в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон):
«образовательная программа – комплекс основных характеристик образования
(объем,
содержание,
планируемые
результаты)
и
организационнопедагогических условий, который представлен в виде учебного плана,
календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов,
дисциплин , а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом
случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана
воспитательной работы».
Программа воспитания является компонентом основной образовательной
программы детского сада «Радуга». В связи с этим структура Программы
воспитания включает три раздела – целевой, содержательный и
организационный, в каждом из них предусматривается обязательная часть и
часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие
личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся
на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества
и
государства,
ф ормирование
у обучающихся
чувства
патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников
Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда
и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде».
Программа воспитания детского сада основана на воплощении
национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель
образования, нравственное (идеальное) представление о человеке.
В основе процесса воспитания детей
лежат конституционные и
национальные ценности российского общества.
Целевые ориентиры рассматриваются как возрастные характеристики
возможных достижений ребенка, которые коррелируют с портретом выпускника
детского сада и с базовыми духовно-нравственными ценностями. Планируемые
результаты определяют направления для рабочей программы воспитания.
С учетом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается
ребенок, в рабочей программе воспитания отражено
взаимодействие
участников образовательных отношений (далее – ОО) со всеми субъектами
образовательных
отношений.
Только при
подобном
подходе возможно
воспитать
гражданина и патриота, раскрыть способности и таланты детей, подготовить
ихк жизни в высокотехнологичном, конкурентном обществе.
4

Для того чтобы эти ценности осваивались ребёнком, они находят свое
отражение в основных направлениях воспитательной работы д\с «Радуга».
Ценности
Родины
и
природы лежат
в
основе
патриотического направления воспитания.
Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе
социального направления воспитания.
Ценность знания лежит в основе познавательного направления
воспитания.
Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного
направления воспитания.
Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.
Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического
направления воспитания.
Реализация Программы основана на взаимодействии с разными субъектами
образовательных отношений и предполагает социальное партнерство с другими
организациями.

5

1.1.Целевые ориентиры и планируемые результаты
Программа воспитания
Общая цель воспитания в детском саду «Радуга» – личностное развитие
дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе
базовых ценностей российского общества через:
1) формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим
людям, себе;
2) овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также
выработанных обществом нормах и правилах поведения;
3) приобретение первичного опыта деятельности и поведения в
соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами,
принятыми в обществе.
Задачи воспитания соответствуют основным направлениям воспитательной
работы.
1.1. Методологические основы и принципы построения Программы
воспитания
Методологической
основой
программы
воспитания
являются
антропологический, культурно-исторический и практичные подходы. Концепция
Программы основывается на базовых ценностях воспитания, заложенных в
определении воспитания, содержащемся в Федеральном законе от 29 декабря
2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Методологическими ориентирами воспитания также
выступают
следующие идеи отечественной педагогики и психологии: развитие личного
субъективного мнения и личности ребенка в деятельности; духовнонравственное, ценностное и смысловое содержание воспитания; идея о сущности
детства как сенситивного периода воспитания; амплификация (обогащение)
развития ребёнка средствами разных «специфически детских видов
деятельности».
Программа воспитания руководствуется принципами дошкольного
образования, определенными ФГОС ДО. Программа воспитания построена на
основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и
опирается на следующие принципы:

6

 принцип гуманизма. Приоритет жизни и здоровья человека, прав и
свобод личности, свободного развития личности; воспитание взаимоуважения,
трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой
культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального
природопользования;
 принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей
и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных
отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и
взаимное уважение;
 принцип общего культурного образования. Воспитание основывается
на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона;
 принцип следования нравственному примеру. Пример как метод
воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к
открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию,
обеспечить возможность выбора при построении собственной системы
ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность
следования идеалу в жизни;
 принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных
интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму
безопасности и безопасного поведения;
 принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость
совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к
культурным ценностям и их освоения;
 принцип инклюзивности. Организация образовательного процесса,
при котором все дети, независимо от их физических, психических,
интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей,
включены в общую систему образования.
Данные принципы реализуются в укладе детского сада, включающем
воспитывающие среды, общности, культурные практики, совместную
деятельность и события.
1.1.1. Уклад образовательной организации
Уклад филиала МОБУ СОШ №1с.исянгулово д\с «Радуга»–общественный
договор участников образовательных отношений, опирающийся на базовые
национальные ценности, содержащий традиции региона и детского сада,
задающий культуру поведения сообществ, описывающий
предметнопространственную
среду,
деятельности и социокультурный контекст.
Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка
дневного, недельного, месячного, годового циклов жизни дошкольного
учреждения.
7

Уклад способствует формированию ценностей воспитания, которые
разделяются всеми участниками образовательных отношений (воспитанниками,
родителями, педагогами и другими сотрудниками детского сада.
1.1.2. Воспитывающая среда ДОУ
Воспитывающая среда детского сада– это особая форма организации
образовательного процесса, реализующего цель и задачи воспитания.
Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания,
духовно-нравственными и социокультурными ценностями, образцами и
практиками. Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее
насыщенность и структурированность.
1.1.3. Общности (сообщества) ДОУ
Профессиональная общность – это устойчивая система связей и
отношений между людьми, единство целей и задач воспитания, реализуемое
всеми сотрудниками детского сада. Участники общности
разделяют те
ценности, которые заложены в основу Программы. Основой эффективности
такой общности является рефлексия собственной профессиональной
деятельности.
Воспитатель, а также другие сотрудники должны:
 быть примером в формировании полноценных и сформированных
ценностных ориентиров, норм общения и поведения;
 мотивировать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые
незначительные стремления к общению и взаимодействию;
 поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными
детьми внутри группы сверстников принимала общественную направленность;
 заботиться о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт общения на
основе чувства доброжелательности;
 содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить
проявлять чуткость к сверстникам, побуждать детей
сопереживать,
беспокоиться, проявлять внимание к заболевшему товарищу;
 воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают
влиться в общество сверстников (организованность, общительность,
отзывчивость, щедрость, доброжелательность и пр.);
 учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями,
которые сплачивали бы и объединяли ребят;
 воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое
поведение.

8

Профессионально-родительская общность включает сотрудников д\с
«Радуга» и всех взрослых членов семей воспитанников, которых связывают
не
только
общие
ценности,
цели
развития и воспитания
детей, но и уважение друг к другу. Основная задача – объединение усилий по
воспитанию ребенка в семье и в ДОО. Зачастую поведение ребенка сильно
различается дома и в ДОО. Без совместного обсуждения воспитывающими
взрослыми особенностей ребенка невозможно выявление и в дальнейшем
создание условий, которые необходимы для его оптимального и полноценного
развития и воспитания.
Детско-взрослая общность. Для общности характерно содействие друг
другу, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение,
отношение к ребенку как к полноправному человеку, наличие общих симпатий,
ценностей и смыслов у всех участников общности.
Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания
ребенка. Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и
нормам, которые вносят взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются
ребенком и становятся его собственными.
Общность строится и задается системой связей и отношений ее
участников. В каждом возрасте и каждом случае она будет обладать своей
спецификой в зависимости от решаемых воспитательных задач.
Детская общность. Общество сверстников – необходимое условие
полноценного развития личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает
способы общественного поведения, под руководством воспитателя учится
умению дружно жить, сообща играть, трудиться, заниматься, достигать
поставленной цели. Чувство приверженности к группе сверстников рождается
тогда, когда ребенок впервые начинает понимать, что рядом с ним такие же, как
он сам, что свои желания необходимо соотносить с желаниями других.
Воспитатель должен воспитывать у детей навыки и привычки поведения,
качества, определяющие характер взаимоотношений ребенка с другими людьми
и его успешность в том или ином сообществе. Поэтому так важно придать
детским взаимоотношениям дух доброжелательности, развивать у детей
стремление и умение помогать как старшим, так и друг другу, оказывать
сопротивление плохим поступкам, общими усилиями достигать поставленной
цели.
Одним из видов детских общностей являются разновозрастные детские
общности. В детском саду должна быть обеспечена возможность взаимодействия
ребенка как со старшими, так и с младшими детьми. Включенность ребенка в
отношения со старшими, помимо подражания и приобретения нового, рождает
опыт послушания, следования общим для всех правилам, нормам поведения и
традициям. Отношения с младшими – это возможность для ребенка стать
9

авторитетом и образцом для подражания, а также пространство для воспитания
заботы и ответственности.
Организация жизнедеятельности детей дошкольного возраста в
разновозрастной группе обладает большим воспитательным потенциалом для
инклюзивного образования воспитанников детского сада.
Культура поведения воспитателя в общностях как значимая
составляющая уклада. Культура поведения взрослых в детском саду
направлена
на
создание
воспитывающей
среды
как условия решения возрастных задач воспитания. Общая психологическая
атмосфера, эмоциональный настрой группы, спокойная обстановка, отсутствие
спешки, разумная сбалансированность планов – это необходимые условия
нормальной жизни и развития детей.
Воспитатель должен соблюдать кодекс нормы профессиональной этики и
поведения:
 педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует родителей
и детей первым;
 улыбка – всегда обязательная часть приветствия;
 педагог описывает события и ситуации, но не даёт им оценки;
 педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность
за поведение детей в детском саду;
 тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение голоса;
 уважительное отношение к личности воспитанника;
 умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему;
 умение видеть и слышать воспитанника, сопереживать ему;
 уравновешенность и самообладание, выдержка в отношениях с детьми;
 умение быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то
же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
 умение сочетать мягкий эмоциональный и деловой тон в отношениях с
детьми;
 умение сочетать требовательность с чутким отношением к
воспитанникам;
 знание возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
 соответствие внешнего вида статусу воспитателя детского сада.
1.1.4. Социокультурный контекст
Социокультурный контекст – это социальная и культурная среда, в
которой человек растет и живет. Он также включает в себя влияние, которое
среда оказывает на идеи и поведение человека.

10

Социокультурные ценности являются определяющими в структурносодержательной основе Программы воспитания.
Социокультурный
контекст
воспитания
является
вариативной
составляющей воспитательной программы. Он учитывает этнокультурные,
конфессиональные и региональные особенности и направлен на формирование
ресурсов воспитательной программы.
Реализация социокультурного контекста опирается на построение
социального партнерства образовательной организации.
В детском саду разработаны планы взаимодействия с социальными
партнёрами с учётом доступности и соответствия возрастным возможностям
детей: НОШ д.Н.Бикберда,модельная библиотека.
В рамках социокультурного контекста повышается роль родительской
общественности как субъекта образовательных отношений в Программе
воспитания.
1.1.5. Деятельности и культурные практики в ДОУ
Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности
дошкольника, обозначенных во ФГОС ДО. В качестве средств реализации цели
воспитания выступают следующие основные виды деятельности и культурные
практики:
 предметно-целевая (виды деятельности, организуемые взрослым, в
которых он открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности,
способы ее реализации совместно с родителями, воспитателями, сверстниками);
 культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым
ребенком инструментального и ценностного содержаний, полученных от
взрослого, и способов их реализации в различных видах деятельности через
личный опыт);
 свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная
самостоятельная активность, в рамках которой он реализует свои базовые
устремления: любознательность, общительность, опыт деятельности на основе
усвоенных ценностей).
1.2. Требования к планируемым результатам освоения Программы
воспитания
Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но
деятельность воспитателя нацелена на перспективу развития и становления
личности ребенка. Поэтому результаты достижения цели воспитания даны в
виде целевых ориентиров, представленных в виде обобщенных портретов
ребенка к концу раннего и дошкольного возрастов. Основы личности
11

закладываются в дошкольном детстве, и, если какие-либо линии развития не
получат своего становления в детстве, это может отрицательно сказаться на
гармоничном развитии человека в будущем.
В ДОУ не осуществляется оценка результатов воспитательной работы в
соответствии с ФГОС ДО, так как «целевые ориентиры основной
образовательной программы дошкольного образования не подлежат
непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики
(мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с
реальными достижениями детей».

1.2.1. Целевые ориентиры воспитательной работы
для детей дошкольного возраста (от 2 до 7 лет)
Портрет ребенка дошкольного возраста (к 7-ми годам)
Направления
воспитания
Патриотическое

Социальное

Ценности

Показатели

Родина,
природа

Любящий свою малую родину и
имеющий представление о своей стране,
испытывающий чувство привязанности к
родному дому, семье, близким людям.
Человек, семья, Различающий основные
проявления
добра и зла, принимающий и уважающий
дружба,
сотрудничество ценности семьи и общества, правдивый,
искренний, способный к сочувствию и
заботе, к нравственному поступку,
проявляющий задатки чувства долга:
ответственность за свои действия и
поведение; принимающий и уважающий
различия между людьми.
Освоивший основы речевой культуры.
Дружелюбный и доброжелательный,
умеющий
слушать
и
слышать
собеседника,
способный
взаимодействовать со взрослыми и
сверстниками на основе общих интересов
и дел.

12

Познавательное

Знания

Физическое и
оздоровительное

Здоровье

Трудовое

Труд

Этикоэстетическое

Культура и
красота

Любознательный,
наблюдательный,
испытывающий
потребность
в
самовыражении, в том числе творческом,
проявляющий
активность,
самостоятельность,
инициативу
в
познавательной,
игровой,
коммуникативной и продуктивных видах
деятельности
и в самообслуживании, обладающий
первичной картиной мира на основе
традиционных ценностей российского
общества.
Владеющий
основными
навыками
личной
и общественной гигиены, стремящийся
соблюдать
правила
безопасного
поведения в быту, социуме (в том числе в
цифровой среде), природе.
Понимающий ценность труда в семье и в
обществе на основе уважения к людям
труда, результатам их деятельности,
проявляющий
трудолюбие
при
выполнении
поручений
и
в
самостоятельной деятельности.
Способный воспринимать и чувствовать
прекрасное в быту, природе, поступках,
искусстве, стремящийся к отображению
прекрасного в продуктивных видах
деятельности, обладающий зачатками
художественно-эстетического вкуса.

13

Раздел II. Содержательный
2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания
Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми
дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных во ФГОС
ДО, одной из задач которого является объединение воспитания и обучения в
целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и
социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества:
 социально-коммуникативное развитие;
 познавательное развитие;
 речевое развитие;
 художественно-эстетическое развитие;
 физическое развитие. 
В пояснительной записке ценности воспитания соотнесены с
направлениями воспитательной работы. Предложенные направления не
заменяют и не дополняют собой деятельность по пяти образовательным
областям, а фокусируют процесс усвоения ребенком базовых ценностей в
целостном образовательном процессе. На их основе определяются региональный
и муниципальный компоненты.
2.1.1. Патриотическое направление воспитания
Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления
воспитания. Патриотизм – это воспитание в ребенке нравственных качеств,
чувства любви, интереса к своей стране – России, своему краю, малой родине,
своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм),
ответственности, трудолюбия; ощущения принадлежности к своему народу.
Патриотическое направление воспитания строится на идее патриотизма
как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия,
особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций.
Воспитательная работа в данном направлении связана со структурой
самого понятия «патриотизм» и определяется через следующие взаимосвязанные
компоненты:
 когнитивно-смысловой, связанный со знаниями об истории России,
своего
края,
духовных
и
культурных
традиций
и
достижений
многонационального народа России;
 эмоционально-ценностный, характеризующийся любовью к Родине –
России, уважением к своему народу, народу России в целом;
14

 регуляторно-волевой, обеспечивающий укоренение знаний в духовных и
культурных традициях своего народа, деятельность на основе понимания
ответственности за настоящее и будущее своего народа, России.
Задачи патриотического воспитания:
1) формирование любви к родному краю, родной природе, родному
языку, культурному наследию своего народа;
2) воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и
чувства собственного достоинства как представителя своего народа;
3) воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом,
своим соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России,
к ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от
их этнической принадлежности;
4) воспитание любви к родной природе, природе своего края, России,
понимания единства природы и людей и бережного ответственного отношения к
природе.
При реализации указанных задач педагоги
д\с «Радуга» должны
сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях
воспитательной работы:
 ознакомлении детей с историей, героями, культурой, традициями России
и своего народа;
 организации коллективных творческих проектов, направленных на
приобщение детей к российским общенациональным традициям;
 формировании правильного и безопасного поведения в природе,
осознанного отношения к растениям, животным, к последствиям хозяйственной
деятельности человека.
2.1.2. Социальное направление воспитания
Ценности семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе
социального направления воспитания.
В дошкольном детстве ребенок открывает Личность другого человека и его
значение в собственной жизни и жизни людей. Он начинает осваивать все
многообразие социальных отношений и социальных ролей. Он учится
действовать сообща, подчиняться правилам, нести ответственность за свои
поступки, действовать в интересах семьи, группы. Формирование правильного
ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному окружению
невозможно без грамотно выстроенного воспитательного процесса, в котором
обязательно должна быть личная социальная инициатива ребенка в детсковзрослых и детских общностях. Важным аспектом является формирование у
дошкольника представления о мире профессий взрослых, появление
15

к моменту подготовки к школе положительной установки к обучению в школе
как важному шагу взросления.
Основная цель социального направления воспитания дошкольника
заключается в формировании ценностного отношения детей к семье, другому
человеку, развитии дружелюбия, создания условий для реализации в обществе.
Выделяются основные задачи социального направления воспитания.
1) Формирование у ребенка представлений о добре и зле, позитивного
образа семьи с детьми, ознакомление с распределением ролей в семье, образами
дружбы в фольклоре и детской литературе, примерами сотрудничества и
взаимопомощи людей в различных видах деятельности (на материале истории
России, ее героев), милосердия и заботы. Анализ поступков самих детей
в группе в различных ситуациях.
2) Формирование
навыков,
необходимых
для
полноценного
существования в обществе: эмпатии (сопереживания), коммуникабельности,
заботы, ответственности, сотрудничества, умения договариваться, умения
соблюдать правила.
3) Развитие способности поставить себя на место другого как проявление
личностной зрелости и преодоление детского эгоизма.
При реализации данных задач педагоги должны сосредоточить свое
внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:
 организовывать сюжетно-ролевые игры (в семью, в команду и т. п.),
игры с правилами, традиционные народные игры и пр.;
 воспитывать у детей навыки поведения в обществе;
 учить детей сотрудничать, организуя групповые формы в продуктивных
видах деятельности;
 учить детей анализировать поступки и чувства – свои и других людей;
 организовывать коллективные проекты заботы и помощи;
 создавать доброжелательный психологический климат в группе.
2.1.3. Познавательное направление воспитания
Ценность – знания. Цель познавательного направления воспитания –
формирование ценности познания.
Значимым для воспитания ребенка является формирование целостной
картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное
отношение к миру, людям, природе, деятельности человека.
Задачи познавательного направления воспитания:
1) развитие любознательности, формирование опыта познавательной
инициативы;

16

2) формирование ценностного отношения к взрослому как источнику
знаний;
3) приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернетисточники, дискуссии и др.).
Направления деятельности воспитателя:
 совместная деятельность воспитателя с детьми на основе наблюдения,
сравнения, проведения опытов (экспериментирования), организации походов и
экскурсий, просмотра доступных для восприятия ребенка познавательных
фильмов, чтения и просмотра книг;
 организация конструкторской и продуктивной творческой деятельности,
проектной
и исследовательской деятельности детей совместно со взрослыми;
 организация насыщенной и структурированной образовательной среды,
включающей иллюстрации, видеоматериалы, ориентированные на детскую
аудиторию; различного типа конструкторы и наборы для экспериментирования.
2.1.4. Физическое и оздоровительное направление воспитания
Ценность – здоровье. Цель данного направления – сформировать навыки
здорового образа жизни, где безопасность жизнедеятельности лежит в основе
всего. Физическое развитие и освоение ребенком своего тела происходит в виде
любой двигательной активности: выполнение бытовых обязанностей, игр,
ритмики и танцев, творческой деятельности, спорта, прогулок.
Задачи по формированию здорового образа жизни:
 обеспечение построения образовательного процесса физического
воспитания детей (совместной и самостоятельной деятельности) на основе
здоровье формирующих и здоровье сберегающих технологий, и обеспечение
условий для гармоничного физического и эстетического развития ребенка;
 закаливание, повышение сопротивляемости к воздействию условий
внешней среды;
 укрепление опорно-двигательного аппарата; развитие двигательных
способностей, обучение двигательным навыкам и умениям;
 формирование элементарных представлений в области физической
культуры, здоровья и безопасного образа жизни;
 организация сна, здорового питания, выстраивание правильного режима
дня;
 воспитание
экологической
культуры,
обучение
безопасности
жизнедеятельности.
Направления деятельности воспитателя:

17

 организация подвижных, спортивных игр, в том числе традиционных
народных игр, дворовых игр на территории детского сада;
 создание детско-взрослых проектов по здоровому образу жизни;
 введение оздоровительных традиций в детском саду.
Формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков
является важной частью воспитания культуры здоровья. Педагоги
д\с
формируют у дошкольников понимание того, что чистота лица и тела,
опрятность одежды отвечают не только гигиене и здоровью человека, но и
социальным ожиданиям окружающих людей.
Особенность культурно-гигиенических навыков заключается в том, что
они должны формироваться на протяжении всего пребывания ребенка в ДОУ.
В формировании культурно-гигиенических навыков режим дня играет
одну из ключевых ролей. Привыкая выполнять серию гигиенических процедур с
определенной периодичностью, ребенок вводит их в свое бытовое пространство,
и постепенно они становятся для него привычкой.
Формируя у детей культурно-гигиенические навыки, педагоги детского сада
сосредотачивают свое внимание на нескольких основных направлениях
воспитательной работы:
 формировать у ребенка навыки поведения во время приема пищи;
 формировать у ребенка представления о ценности здоровья, красоте
и чистоте тела;
 формировать у ребенка привычку следить за своим внешним видом;
 включать информацию о гигиене в повседневную жизнь ребенка, в игру.
Работа по формированию у ребенка культурно-гигиенических навыков
должна вестись в тесном контакте с семьей.
2.1.5. Трудовое направление воспитания
Ценность – труд. С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно
должен принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он
выполняет в детском саду и в семье, должны стать повседневными. Только при
этом условии труд оказывает на детей определенное воспитательное воздействие
и подготавливает их к осознанию его нравственной стороны.
Основная цель трудового воспитания дошкольника заключается в
формировании ценностного отношения детей к труду, трудолюбия, а также в
приобщении ребенка к труду. Можно выделить основные задачи трудового
воспитания.
1) Ознакомление с доступными детям видами труда взрослых и
воспитание положительного отношения к их труду, познание явлений и свойств,

18

связанных с преобразованием материалов и природной среды, которое является
следствием трудовой деятельности взрослых и труда самих детей.
2) Формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности
детей, воспитание навыков организации своей работы, формирование
элементарных навыков планирования.
3) Формирование трудового усилия (привычки к
доступному
дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для
решения трудовой задачи).
При реализации данных задач педагоги сосредотачивают свое внимание
на нескольких направлениях воспитательной работы:
 показать детям необходимость постоянного труда в повседневной
жизни, использовать его возможности для нравственного воспитания
дошкольников;
 воспитывать у ребенка бережливость (беречь игрушки, одежду, труд и
старания родителей, воспитателя, сверстников), так как данная черта непременно
сопряжена
с трудолюбием;
 предоставлять детям самостоятельность в выполнении работы, чтобы
они почувствовали ответственность за свои действия;
 собственным примером трудолюбия и занятости создавать у детей
соответствующее настроение, формировать стремление к
полезной
деятельности;
 связывать развитие трудолюбия с формированием общественных
мотивов труда, желанием приносить пользу людям.
2.1.6. Этико-эстетическое направление воспитания
Ценности – культура и красота. Культура поведения в своей основе
имеет глубоко социальное нравственное чувство – уважение к человеку, к
законам человеческого общества. Культура отношений является делом не
столько личным, сколько общественным. Конкретные представления о культуре
поведения усваиваются ребенком вместе с опытом поведения, с накоплением
нравственных представлений.
Можно выделить основные задачи этико-эстетического воспитания:
1) формирование культуры общения, поведения, этических представлений;
2) воспитание представлений о значении опрятности и красоты внешней,
ее влиянии на внутренний мир человека;
3) развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания
произведений искусства, явлений жизни, отношений между людьми;

19

4) воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре
родной страны и других народов;
5) развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей
ребенка действительности;
6) формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать себя
прекрасным, создавать его.
Для того чтобы формировать у детей культуру поведения, педагоги ДОУ
акцентируют свое внимание на нескольких основных направлениях
воспитательной работы:
 учить детей уважительно относиться к окружающим людям, считаться с
их делами, интересами, удобствами;
 воспитывать культуру общения ребенка, выражающуюся
в
общительности, этикет вежливости, предупредительности, сдержанности,
умении вести себя в общественных местах;
 воспитывать культуру речи: называть взрослых на «вы» и по имени и
отчеству; не перебивать говорящих и выслушивать других; говорить четко,
разборчиво, владеть голосом;
 воспитывать культуру деятельности, что подразумевает умение
обращаться с игрушками, книгами, личными вещами, имуществом
ДОУ;
умение подготовиться к предстоящей деятельности, четко и последовательно
выполнять и заканчивать ее, после завершения привести в порядок рабочее
место, аккуратно убрать все за собой; привести в порядок свою одежду.
Цель эстетического воспитания – становление у ребенка ценностного
отношения к красоте. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного
опыта и развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление
нравственной и духовной составляющей внутреннего мира ребенка.
Направления деятельности воспитателя по эстетическому воспитанию
предполагают следующее:
 выстраивание взаимосвязи художественно-творческой деятельности
самих детей с воспитательной работой через развитие восприятия, образных
представлений, воображения и творчества;
 уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое
включение их произведений в жизнь детского сада;
 организацию выставок, концертов, создание эстетической развивающей
среды и др.;
 формирование
чувства
прекрасного
на
основе
восприятия
художественного слова на русском и родном языке;
 реализация вариативности содержания, форм и методов работы с детьми
по разным направлениям эстетического воспитания.
20

2.2. Особенности реализации воспитательного процесса
Вдетском саду образовательный процесс осуществляется в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от
17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО). В связи с этим обучение и воспитание
объединяются в целостный процесс на основе духовно-нравственных и
социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества. Основной целью педагогической работы
ДОУ является формирования общей культуры личности детей, в том числе
ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных,
эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок
учебной деятельности.
Ведущей в воспитательном процессе является игровая деятельность. Игра
широко используется в как самостоятельная форма работы с детьми и как
эффективное средство и метод развития, воспитания и обучения в других
организационных формах. Приоритет отдается творческим играм (сюжетноролевые, строительно-конструктивные, игры-драматизации и инсценировки,
игры с элементами труда и художественно деятельности) и игры с правилами
(дидактические, интеллектуальные, подвижные, хороводные т.п.).
Отдельное
внимание
уделяется
самостоятельной
деятельности
воспитанников. Ее содержание и уровень зависят от возраста и опыта детей,
запаса знаний, умений и навыков, уровня развития творческого воображения,
самостоятельности, инициативы, организаторских способностей, а также от
имеющейся материальной базы и качества педагогического руководства.
Организованное проведение этой формы работы обеспечивается как
непосредственным, так и опосредованным руководством со стороны
воспитателя.
Индивидуальная работа с детьми всех возрастов проводится в свободные
часы (во время утреннего приема, прогулок и т.п.) в помещениях и на свежем
воздухе. Она организуется с целью активизации пассивных воспитанников,
организации дополнительных занятий с отдельными детьми, которые нуждаются
в дополнительном внимании и контроле, например, часто болеющими, хуже
усваивающими учебный материал при фронтальной работе и т.д.
Воспитательный процесс в ДОУ организуется в развивающей среде,
которая образуется совокупностью природных, предметных, социальных
условий и пространством собственного «Я» ребенка. Среда обогащается за счет
не только количественного накопления, но и через улучшение качественных
параметров: эстетичности, гигиеничности, комфортности, функциональной
21

надежности и безопасности, открытости изменениям и динамичности,
соответствия возрастным и половым особенностям детей, проблемной
насыщенности и т.п. Воспитатели заботятся о том, чтобы дети свободно
ориентировались в созданной среде, имели свободный доступ ко всем его
составляющим, умели самостоятельно действовать в нем, придерживаясь норм и
правил пребывания в различных помещениях и пользования материалами,
оборудованием.
Приоритетным в воспитательном процессе является физическое
воспитание и развитие воспитанников. Успех этого направления зависит от
правильной организации режима дня, двигательного, санитарно- гигиенического
режимов, всех форм работы с детьми и других факторов.
Значительное внимание в воспитании детей уделяется труду, как части
нравственного становления. Воспитательная деятельность направлена на
формирование эмоциональной готовности к труду, элементарных умений и
навыков в различных видах труда, интереса к миру труда взрослых людей.
Важным аспектом является индивидуальный и дифференцированный подходы к
детской личности (учет интересов, предпочтений, способностей, усвоенных
умений, личностных симпатий при постановке трудовых заданий, объединении
детей в рабочие подгруппы и т.д.) и моральная мотивация детского труда.

2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников в процессе реализации Программы воспитания
Необходимость взаимодействия педагогов с родителями традиционно признаётся
важнейшим условием эффективности воспитания детей. Более того, в соответствии с
ФГОС ДО сотрудничество с родителями является одним из основных принципов
дошкольного образования.
Нельзя забывать, что личностные качества (патриотизм, доброжелательность,
сострадание, чуткость, отзывчивость) воспитываются в семье, поэтому участие родителей
в работе ДОО, в совместных с детьми мероприятиях, их личный пример – все это вместе
дает положительные результаты в воспитании детей, приобщении к социокультурным
нормам. Поэтому активное включение родителей в единый совместный воспитательный
процесс позволяет реализовать все поставленные задачи и значительно повысить уровень
партнерских отношений.
Цель взаимодействия: объединение усилий педагогов ДОО и семьи по созданию
условий для развития личности ребенка на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и правил, принятых в российском обществе.
Задачи:
1.
Повысить компетентность родителей в
вопросах развития
22

личностных качеств детей дошкольного возраста.
2.
Оказать
психолого-педагогическую поддержку родителям в воспитании
ребенка.
3.
Объединить
усилия
педагогов и
семьи по
воспитанию
дошкольников посредством совместных мероприятий.
Основные формы и содержание работы с родителями:
1.
Анкетирование. Данная форма используется с целью изучения семьи,
выявления образовательных потребностей и запросов родителей. Способствует
установлению контактов, а также для согласования воспитательных воздействий на
ребенка.
2.
Консультации. Это самая распространенная форма психолого- педагогической
поддержки и просвещения родителей. Проводятся индивидуальные и групповые
консультации по различным вопросам воспитания ребенка. Активно применяются
консультации-презентации с использованием ИК-технологий.
3.
Мастер-классы. Активная форма сотрудничества, посредством которой педагог
знакомит с практическими действиями решения той или иной задачи. В результате у
родителей формируются педагогические умения по различным вопросам воспитания
детей.
4.
«Родительская почта». В детском саду организована дистанционная форма
сотрудничества ДОО с родителями. Взаимодействие происходит мессенджер WhatsApp .
Такая форма общения позволяет родителям уточнить различные вопросы, пополнить
педагогические знания, обсудить проблемы.
5.
Праздники, фестивали, конкурсы, соревнования. В соответствии с годовым
планом (при условии соблюдения требований СанПин) проводятся совместные с
родителями мероприятия, которые включают в общее интересное дело всех участников
образовательных отношений. Тем самым оптимизируются отношения родителей и детей,
родителей и педагогов, педагогов и детей.
6.
Родительские собрания. Посредством собраний координируются действия
родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам обучения,
воспитания, оздоровления и развития детей.

23

Раздел III. Организационный
3.1. Общие требования к условиям реализации Программы
воспитания
Программа воспитания реализуется через формирование социокультурного
воспитательного пространства при соблюдении условий создания уклада,
отражающего готовность всех участников образовательного процесса
руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее
ценные для неё воспитательно значимые виды совместной деятельности. Уклад
детского сада направлен на сохранение преемственности принципов воспитания
с уровня дошкольного образования на уровень начального общего образования:
1) Обеспечение
личностно-развивающей предметно-пространственной
среды, в том числе современное материально-техническое обеспечение,
методические материалы и средства обучения.
2) Наличие профессиональных кадров и готовность педагогического колле
ктива к достижению целевых ориентиров Программы воспитания.
3) Взаимодействие с родителями по вопросам воспитания.
4) Учёт индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста, в
интересах которых реализуется Программа воспитания (возрастных, физических,
психологических, национальных и пр.).
Условия реализации Программы воспитания (кадровые, материальнотехнические,
психолого-педагогические,
нормативные,
организационнометодические и др.) необходимо интегрировать с соответствующими пунктами
организационного раздела ООП ДО.
Уклад задает и удерживает ценности воспитания – как инвариантные, так и
свои собственные, – для всех участников образовательных отношений:
руководителя , воспитателей и специалистов, вспомогательного персонала,
воспитанников,
родителей
(законных
представителей),
субъектов
социокультурного окружения ДОУ.
Уклад определяется общественным договором, устанавливает правила
жизни и отношений в ДОУ, нормы и традиции, психологический климат
(атмосферу), безопасность, характер воспитательных процессов, способы
взаимодействия
между
детьми
и
педагогами,
педагогами
и родителями, детьми друг с другом. Уклад включает в себя сетевое

24

информационное пространство и нормы общения участников образовательных
отношений в социальных сетях.
Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка
дневного, недельного, месячного, годового цикла жизни ДОУ.
Для реализации Программы воспитания уклад целенаправленно
проектируется командой д\с «Радуга» и принимается всеми участниками
образовательных отношений.
Процесс проектирования уклада детского сада включает следующие шаги.
№
Шаг
Оформление
п/п
1
Определить ценностно-смысловое Устав школы, локальные акты,
наполнение жизнедеятельности
правила поведения для детей и
ДОУ.
взрослых, внутренняя символика.
2
Отразить сформулированное
ООП ДО и Программа воспитания.
ценностно-смысловое наполнение
во всех форматах
жизнедеятельности ДОУ:
– специфику организации видов
деятельности;
– обустройство развивающей
предметно-пространственной
среды;
– организацию режима дня;
разработку традиций и ритуалов
ДОУ;
– праздники и мероприятия.
3
Обеспечить принятие всеми
Требования к кадровому составу
участниками образовательных
и профессиональной подготовке
отношений уклада ДОУ.
сотрудников.
Взаимодействие ДОУ с семьями
воспитанников.
Социальное партнерство ДОУ с
социальным окружением.
Договоры и локальные нормативные
акты.
Уклад и ребенок определяют особенности воспитывающей среды.
Воспитывающая среда раскрывает заданные укладом ценностно-смысловые
ориентиры. Воспитывающая среда – это содержательная и динамическая

25

характеристика уклада, которая определяет его особенности, степень его
вариативности и уникальности.
Воспитывающая среда строится по трем линиям:
 «от взрослого», который создает предметно-образную среду,
способствующую воспитанию необходимых качеств;
 «от совместной деятельности ребенка и взрослого», в ходе которой
формируются нравственные, гражданские, эстетические и иные качества ребенка
в ходе специально организованного педагогического взаимодействия ребенка и
взрослого, обеспечивающего достижение поставленных воспитательных целей;
 «от ребенка», который самостоятельно действует, творит, получает опыт
деятельности, в особенности – игровой.
3.2. Взаимодействия взрослого с детьми. События ДОУ
Событие – это форма совместной деятельности ребенка и взрослого, в
которой активность взрослого приводит к приобретению ребенком собственного
опыта переживания той или иной ценности. Для того чтобы стать значимой,
каждая ценность воспитания должна быть понята, раскрыта и принята ребенком
совместно с другими людьми в значимой
для
него
общности.
Этот процесс происходит стихийно, но для того, чтобы вести воспитательную
работу, он должен быть направлен взрослым.
Воспитательное
событие
–
это
спроектированная
взрослым
образовательная ситуация. В каждом воспитательном событии педагог
продумывает смысл реальных и возможных действий детей и смысл своих
действий в контексте задач воспитания. Событием может быть не только
организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая ситуация, и любой
режимный момент, традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа,
общие дела, совместно реализуемые проекты и пр. Планируемые и
подготовленные педагогом воспитательные события проектируются в
соответствии с календарным планом воспитательной работы ДОУ, группы,
ситуацией развития конкретного ребенка.
Проектирование событий в детском саду возможно в следующих формах:
 разработка и реализация значимых событий в ведущих видах
деятельности (детско-взрослый спектакль, построение эксперимента, совместное
конструирование, спортивные игры и др.);
 проектирование встреч, общения детей со старшими, младшими,
ровесниками, с взрослыми, с носителями воспитательно значимых культурных
практик (искусство, литература, прикладное творчество и т. д.), профессий,
культурных традиций народов России и Башкортостана;

26

 создание творческих детско-взрослых проектов.
Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл
методической работы на основе традиционных ценностей российского общества.
Это поможет каждому педагогу создать тематический творческий проект в своей
группе и спроектировать работу с группой в целом, с подгруппами детей, с
каждым ребенком.
3.3. Организация предметно-пространственной среды
Воспитывающая окружающая среда – это особая форма организации
образовательного процесса, реализующего цель и задачи воспитания. Она
включает в себя предметно-пространственную среду и сообщества «взрослыйвзрослый», «взрослый – ребёнок» и «ребёнок-ребёнок». Качество этих
составляющих характеризует уклад детского сада.
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной
среды,
представленная
специально
организованным
пространством
(помещениями, участком, прилегающими и другими территориями,
предназначенными для реализации Программы и т.п.), материалами,
оборудованием и инвентарем, электронными образовательными ресурсами (в
том числе развивающими компьютерными играми) и средствами обучения и
воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями
каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта
особенностей и коррекции недостатков их развития.
Предметно-пространственная среда в детском саду отражает федеральную,
региональную специфику, а также специфику ДОУ и включает:
 оформление помещений;
 оборудование;
 игрушки.
Предметно-пространственная среда отражает ценности, на которых
строится программа воспитания, способствует их принятию и раскрытию
ребёнком и:
 включает знаки и символы государства, региона, района и организации.
 отражает региональные, этнографические, конфессиональные и другие
особенности социокультурных условий, в которых находится
организация.
 является экологичной, природосообразной и безопасной.

27



обеспечивает ребенку возможность общения, игры и совместной
деятельности.
 отражает ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с
семьей.
 обеспечивает
ребенку
возможность
познавательного
развития,
экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывает красоту
знаний, необходимость научного познания, формирует научную картину
мира.
 обеспечивает ребенку возможность посильного труда, а также отражает
ценности труда в жизни человека и государства (портреты членов семей
воспитанников, героев труда, представителей профессий и пр.)
Результаты труда ребенка могут быть отражены и сохранены в среде.
 обеспечивает ребенку возможности для укрепления здоровья, раскрывает
смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта.
 предоставляет ребенку возможность погружения в культуру России,
знакомства с особенностями региональной культурной традиции. Вся
среда дошкольной организации должна быть гармоничной и эстетически
привлекательной.
При выборе материалов и игрушек для предметно-пространственной среды
педагогический коллектив ориентируется на продукцию отечественных и
территориальных производителей. Игрушки, материалы и оборудование должны
соответствовать возрастным задачам воспитания детей дошкольного возраста.
3.4. Кадровое обеспечение воспитательного процесса
Для реализации цели и задач рабочей Программы воспитания штат укомплектован
квалифицированными кадрами, в т. ч. руководящими, педагогическими, учебновспомогательным персоналом.
Руководящие работники:
Директор
Педагогические работники ДОУ:
 Старший воспитатель
 Воспитатель;
 Младший воспитатель
Одним
из
главных
условий
качества
воспитания
является
профессионализм воспитателя, так как для развивающей личности ребенка
воспитатель является знаковой фигурой. Воспитатель изо дня в день
взаимодействует с ребенком, помогает ему в социальной адаптации, в
самоопределении, в конструктивном разрешении проблемы, в развитии
положительных личностных качеств и развитии в целом. Деятельность
воспитателя носит гуманистический характер. Необходимо развить в ребенке
28

нравственное представление о себе и социуме, развить умение выстраивать
взаимоотношения, умение следовать установленному порядку и дисциплине.
В целях повышения качества воспитательного процесса детского сада
созданы условия для профессионального развития педагогических и
руководящих кадров, обеспечения повышения квалификации педагогических
работников.
Ответственными за то или иное мероприятие (событие) могут быть как
представители
администрации,
так
и
педагоги
ДОУ
вправе реализовывать Программу воспитания как самостоятельно, так и
посредством сетевых форм реализации, привлекать специалистов других
организаций (образовательных, социальных и т.д.)
3.5. Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы
воспитания
Нормативно-методическим
обеспечением
реализации
Программы
воспитания детского сада «Радуга» являются:
 Основная образовательная программа филиала МОБУ СОШ №1
с.Исянгулово детский сад Радуга» д.Н.Бикберда.
 Годовой план работы.
 Календарный учебный график.
 Рабочие программы педагогов .
 Должностные инструкции педагогов, отвечающих за воспитательный
процесс.
 Правила внутреннего распорядка воспитанников детского сада «Радуга
д.Н.Бикберда.
Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение
планируемых личностных результатов в работе с особыми категориями детей.
Инклюзия (дословно – «включение») – это готовность образовательной
системы принять любого ребенка независимо от его индивидуальных
особенностей
(психофизиологических,
социальных,
психологических,
этнокультурных, национальных, религиозных и др.) и обеспечить ему
оптимальную социальную ситуацию развития.
Инклюзия является ценностной основой уклада детского сада
основанием для проектирования воспитывающих сред, деятельностей и событий.
На уровне уклада детского сада: инклюзивное образование – это норма для
воспитания, реализующая такие социокультурные ценности, как забота,
принятие, взаимоуважение, взаимопомощь, совместность, сопричастность,
социальная ответственность. Эти ценности должны разделяться всеми
участниками образовательных отношений в ДОУ.
29

На уровне воспитывающих сред: событийная воспитывающая среда
обеспечивает возможность включения каждого ребенка в различные формы
жизни детского сообщества; рукотворная воспитывающая среда обеспечивает
возможность демонстрации уникальности достижений каждого ребенка.
На уровне общности: формируются условия освоения социальных ролей,
ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и
смыслов сообщества, приобретается опыт развития отношений между детьми,
родителями, воспитателями. Детская и детско-взрослая общность
в
инклюзивном образовании развиваются на принципах заботы, взаимоуважения
и сотрудничества в совместной деятельности.
На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной
деятельности в разновозрастных группах, в малых группах детей, в детскородительских группах обеспечивает условия освоения доступных навыков,
формирует опыт работы в команде, развивает активность и ответственность
каждого ребенка в социальной ситуации его развития.
На уровне событий: проектирование педагогами ритмов жизни,
праздников и общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации
развития каждого ребенка обеспечивает возможность участия каждого в жизни и
событиях группы, формирует личностный опыт, развивает самооценку и
уверенность ребенка в своих силах. Событийная организация должна обеспечить
переживание ребенком опыта самостоятельности, счастья и свободы в
коллективе детей и взрослых.
3.7 Календарный план воспитательной работы детского сада
«Радуга»д.Н.Бикберда на 2021-2022 учебный год
Календарный план воспитательной работы составлен на основе рабочей
программы воспитания детского сада с целью конкретизации форм и видов
воспитательных мероприятий, проводимых работниками детского сада в
2021/22 году. Календарный план воспитательной работы разделен на разделы,
которые отражают направления воспитательной работы детского сада в
соответствии с рабочей программой воспитания .
События, формы и методы работы по решению воспитательных задач
могут быть интегративными.
Воспитатель разрабатывает конкретные формы реализации воспитательного цикла. В ходе
разработки должны быть определены цель иалгоритм действия взрослых, а также задачи и
виды деятельности детей в каждой из форм работы.

30

Месяц

Сентябрь

Октябрь

Неделя
1- неделя
«День
знаний»
2 – неделя
«Во саду ли в
огороде»
3 – неделя
« Домашние
животные»
4- неделя «
Уж небо
осенью
дышало»

1- неделя
« Я расту
здоровым»
2 – неделя
« Моя семья»

3 – неделя
« С чего
начинается
Родина»

Старшая
группа

Осень

Я вырасту
здоровым

День
народного
единства

Октябрь

Развернутое содержание работы

Развитие у детей познавательной мотивации,
интереса к школе, книгам. Формирование
дружеских, доброжелательных отношений между
детьми. Расширение знаний детей об осени.
Продолжение знакомства с
сельскохозяйственными профессиями. Закрепление
знаний о правилах безопасного поведения в
природе. Формирование обобщенных
представлений об осени как времени года,
приспособленности растений и животных к
изменениям в природе, явлениях природы.
Формирование первичных представлений об
экосистемах, природных зонах. Расширение
представлений о неживой природе
Расширение представлений о здоровье и здоровом
образе жизни. Воспитание стремления вести здоровый
образ жизни. Формирование положительной
самооценки. Закрепление знания домашнего адреса и
телефона, имен и отчеств родителей, их профессии.
Расширение знаний детей о самих себя, о своей семье, о
том, где работают родители, как важен для общества их
труд

Расширение представлений детей о родной стране,
о государственных праздниках; развитие интереса
к истории своей страны; воспитание гордости за
свою страну, любви к ней. Знакомство с историей
Башкортостана, гербом и флагом, мелодией гимна.
Рассказы о людях, прославивших Республику; о
том, что Республика – огромная
многонациональная страна; Уфа – главный город,
столица нашей Республики

4 - неделя
Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Мониторинг

1 неделя
« Мой край»
2 неделя
«Дом, в
котором я
живу»
3- неделя
«
Безопасность
в быту»
4 – неделя
« Как хорошо
уметь
дружить»
1- неделя
« Традиции
встречи
Нового года»

День
народного
единства

Заполнение персональных карт детей
Расширение представлений детей о родной стране, о
государственных праздниках; развитие интереса к
истории своей страны; воспитание гордости за свою
страну, любви к ней. Знакомство с историей России,
гербом и флагом, мелодией гимна. Рассказы о людях,
прославивших Россию; о том, что Российская
Федерация – огромная многонациональная страна;
Москва – главный город, столица нашей Родины.

Привлечение детей к активному разнообразному

Варианты
игровых
мероприятий

Праздник
«День знаний»

Открытый день
здоровья

Праздник
осенний
Выставка
детского
творчества

Разработка
инд. маршрута
развития
ребенка
Праздник День
народного
единства

Новогодний
праздник
31

2 – неделя
«Там, где
всегда зима»
3 -4 – неделя
« Зимние
забавы»

Январь

Февраль

1 - 2 – неделя
« Зимние
виды спорта»
3 – 4 неделя
«Идет зима
дорогами»

1- неделя
« Наша
Армия»
2 – 3 – неделя
« Наши
защитники»
4 – неделя
«Проводы
зимы»

Март
1- неделя
« Мамин
праздник»
2 -3 – неделя
«Народная
культура и
традиции
России»
4 – неделя
Традиции
Ростовской

Новогодний
праздник

Зима

День
защитника
Отечества

Междунаро
дный
женский
день
Народная
культура и
традиции

участию в подготовке к празднику и его
проведении. Содействие возникновению чувства
удовлетворения от участия в коллективной
предпраздничной деятельности. Закладывание
основ праздничной культуры. Развитие
эмоционально положительного отношения к
предстоящему празднику, желания активно
участвовать в его подготовке. Поощрение
стремления поздравить близких с праздником,
преподнести подарки, сделанные
своими руками. Знакомство с традициями
празднования Нового года в различных странах

Продолжение знакомство детей с зимой как
временем года, с зимними видами спорта.
Формирование первичного исследовательского и
познавательного интереса через
экспериментирование с водой и льдом. Расширение
и обогащение знаний детей об особенностях
зимней природы, особенностях деятельности
людей в городе, на селе; о безопасном поведении
зимой
Расширение представлений детей о Российской
армии. Рассказы о трудной, но почетной
обязанности защищать Родину, охранять ее
спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн
храбро сражались и защищали нашу страну от
врагов прадеды, деды, отцы. Воспитание детей в
духе патриотизма, любви к Родине. Знакомство с
разными родами войск (пехота, морские,
воздушные, танковые войска), боевой техникой.
Расширение тендерных представлений,
формирование в мальчиках стремление быть
сильным, смелым, стать защитниками Родины;
воспитание в девочках уважения к мальчикам как
будущим защитникам Родины.
Организация всех видов детской деятельности вокруг
темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитание
уважения к воспитателям, другим сотрудникам детского
сада.
Расширение гендерных представлений, формирование у
мальчиков представлений о том что мужчины должны
внимательно и уважительно относиться к женщинам.
Привлечение детей к изготовлению подарков маме,
бабушке, воспитателям. Воспитание бережного и
чуткого отношения к самым близким людям,
потребности радовать близких добрыми делами.

Выставка
детского
творчества

Зимняя
олимпиада

Праздник 23
февраля – День
защитников
Отечества

Праздник
8 – марта
Выставка
детского
творчества

Продолжать знакомить детей с народными традициями
и обычаями, с народным декоративно – прикладным
искусством , рассказать детям о русской избе и других
строениях, их внутреннем убранстве, предметах быта,
одежды.
32

Апрель

1 – неделя
«Весна –
красна»
2 – неделя
« О тех, кто
умеет летать»
3 - 4– неделя
« Осторожно
дорога»

Весна
Формирование у детей обобщенных
представлений о весне как времени года, о
приспособленности растений и животных к
изменениям в природе. Расширение знаний о
характерных признаках весны; о прилете птиц; о
связи между явлениями живой и неживой природы
и сезонными видами труда; о весенних изменениях
в природе.
Рассказы детям о Ю.А.Гагарине и других героях
космоса. О космосе, планетах и звездах.

Май

1 – неделя
« День
победы»

День
Победы

Май

2- неделя

Мониторинг

Воспитание дошкольников в духе патриотизма,
любви к Родине. Расширение знаний о героях
Великой Отечественной войны, о победе нашей
страны в войне. Знакомство с памятниками героям.

Заполнение персональных карт детей

Май

3 – 4 неделя
« Здравствуй
лето»

Лето

Праздник День
Победы
Выставка
детского
творчества
Разработка
инд. маршрута
развития
ребенка

Формирование у детей обобщенных представлений
о лете как времени года; признаках лета.
Расширение и обогащение представлений о
влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей,
животных и растений; представлений о съедобных
и несъедобных грибах

Основные понятия, используемые в Программе воспитания
Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание
условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и
государства,
формирование
у
обучающихся
чувства
патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе и окружающей среде;
Образовательная ситуация – точка пересечения образовательного
33

процесса и педагогической деятельности: каждому типу образовательной
ситуации соответствуют свои программы действий ребенка и взрослого,
проявляющиеся в той или иной позиции. Образовательная ситуация соотносима
с ситуацией развития. Воспитательные события являются разновидностью
образовательных ситуаций.
Образовательная среда – социокультурное содержание образования,
объединяет в себе цели и смыслы воспитания, обучения и развития детей в
конкретной социокультурной ситуации, определяет состав становящихся
способностей
и
качеств.
Потенциал
образовательной
среды
для решения целей воспитания личности позволяет говорить о воспитывающей
среде.
Общность – устойчивая система связей и отношений между людьми,
имеющая единые ценностно-смысловые основания и конкретные целевые
ориентиры. Общность – это качественная характеристика любого объединения
людей, определяющая степень их единства и совместности (детско-взрослая,
детская, профессиональная, профессионально-родительская).
Портрет ребенка – это совокупность характеристик личностных
результатов и достижений ребенка на определенном возрастном этапе.
Социокультурные ценности – основные жизненные смыслы,
определяющие отношение человека к окружающей действительности и
детерминирующие основные модели социального поведения, которыми
руководствуется человек в повседневной жизни и деятельности.
Субъектность – социальный, деятельно-преобразующий способ жизни
человека. Субъектность впервые появляется в конце дошкольного детства как
способность ребенка к инициативе в игре, познании, коммуникации,
продуктивных видах деятельности, как способность совершать нравственный
поступок, размышлять о своих действиях и их последствиях.

34

Уклад – общественный договор участников образовательных отношений,
опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции
региона и ОО, задающий культуру поведения сообществ, описывающий
предметно-пространственную среду, деятельность и социокультурный контекст.

35

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».