Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Согласно части 3 статьи 79 ФЗ № 273 под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя:

- использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;

- использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;

- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;

- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;

- обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

В соответствии с данной статьей органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования с учетом рекомендаций ПМПК, а для инвалидов - в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида организуется обучение названной категории обучающихся, включая создание специальных условий в общеобразовательных организациях, реализующих как основные общеобразовательные программы, так и адаптированные основные общеобразовательные программы, как в отдельном коррекционном классе, так и совместно с другими обучающимися.

Необходимость создания образовательных условий для ребенка с ОВЗ фиксируется в рекомендациях ПМПК в соответствии с приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии".

Зачисление в образовательную организацию детей с ОВЗ регламентируется порядком приема граждан на обучение пообразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказомМинистерства просвещения РФ от 02.09.2020 г. № 458, и осуществляется на основании личного заявления родителя (законного представителя) ребенка и заключения, и рекомендаций ПМПК.

В рекомендациях ПМПК должна быть определена:

- образовательная программа (основная образовательная программа начального, или основного, или среднего общего образования; вариант адаптированной основной образовательной программы начального, или основного, или среднего общего образования - ч. 2 ст. 79 ФЗ № 273; вариант адаптированной основной общеобразовательной программы обучающегося с умственной отсталостью; адаптированная образовательная программа или специальная индивидуальная образовательная программа развития, учитывающая особенности психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающегося с ОВЗ, в том числе с умственной отсталостью, - п. 28 ст. 2 ФЗ № 273);

- форма получения образования;

- необходимость периода динамического наблюдения;

- направления работы специалистов сопровождения (учитель-логопед, педагог-психолог, специальный психолог, учитель-дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог);

- условия прохождения государственной итоговой аттестации и др.

Заключение ПМПК ребенка с ОВЗ, как и индивидуальная программа реабилитации ребенка с инвалидностью, для родителей (законных представителей) носит заявительный характер (они имеют право не представлять эти документы в образовательные и иные организации). Вместе с тем представленное в образовательную организацию заключение ПМПК и/или ИПР является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и/или органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией условий для обучения и воспитания детей.

В соответствии с частью 11 статьи 13 ФЗ № 273 Минобрнауки России утверждены порядки организации и осуществления образовательной деятельности и устанавливаются требования к организациям, осуществляющим образовательную деятельность по основным общеобразовательным и дополнительным общеобразовательным программам, в том числе в части получения образования детьми-инвалидами и обучающимися с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья:

- по основным общеобразовательным программам различного уровня и (или) направленности - приказ Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020 г. № 442 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования", регламентирующий особенности организации образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ОВЗ;

ФЗ № 273 выделил некоторые особенности при реализации вышеуказанных образовательных программ. В частности, ч. 3 ст. 55 определяет особый порядок приема детей на обучение по рассматриваемым программам: только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.

Для отдельных категорий лиц, обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам, предусмотрен особый порядок выдачи документов об обучении. В части 13 ст. 60 ФЗ № 273 указано, что "лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования".

Следует отметить, что адаптированные основные общеобразовательные программы являются предметом государственной аккредитации.

В соответствии со статьей 16 ФЗ № 273 предусмотрена возможность реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Порядок применения дистанционных образовательных технологий утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017г. N816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ". Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

В МБОУ СОШ № 1 специализированный учет инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья проводится на этапах их поступления и обучения в школу. Для организации информационной открытости для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на сайте создан специальный раздел «Доступная среда», официальный сайт адаптирован для лиц с нарушениями зрения (слабовидящих);

В школе создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ.

Специально оборудованные учебные кабинеты

Для маломобильных обучающихся специально оборудован кабинет с компьютерамина первом этаже.

Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В школе на первом этаже имеются сенсорный кабинет, кабинет ЛФК.Для маломобильных обучающихся специально оборудован кабинет с компьютерамина первом этаже. Все кабинеты оснащены необходимым оборудованием. Для осуществления учебного процесса используется интерактивное оборудование.Хочу такой сайт


Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Библиотека размещена на 1 этаже, но имеет вход с улицы. Вход оборудован пандусом и поручнями.

Информационно- библиотечный центр осуществляет информационное, библиотечное и справочно-библиографическое обслуживание всех участников образовательного процесса. Специального оснащения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья нет. Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья небольшой или средней степени тяжести могут использовать ресурсы школьного информационно-библиотечного центра на общих основаниях.

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Спортивный зал в школе находится на втором этаже. Не приспособлен для маломобильных обучающихся. В школе на первом этаже имеются кабинет ЛФК.

Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

в МОБУ СОШ №1 с. Исянгулово имеются в наличии следующие средства обучения и воспитания:

  • печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал);
  • электронные образовательные ресурсы;
  • аудиовизуальные (учебные презентации, учебные фильмы и др.);
  • наглядные (плакаты, настенные карты, настенные иллюстрации и др.);
  • демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, демонстрационные модели и др.);
  • учебные приборы (мобильная естественно научная лаборатория, физические прибори др.);
  • тренажёры и спортивное оборудование.

Данные средства обучения доступны для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. ​


Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации


Информация об обеспечении доступа в здание образовательной организации для инвалидов и лиц с ОВЗ:


- поручни для инвалидов и лиц с ОВЗ


- пандус на входе в школу


- широкая входная группа, позволяющая беспрепятственно попасть в здание инвалидам-колясочникам.

Специальные условия питания

Для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью разработано специальное меню. Информация в раздел сайта"Питание обучающихся"

Специальные условия охраны здоровья

Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования МОБУ СОШ №1 с.Исянгулово Зианчуринского района РБ

ПАСПОРТ доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования МОБУ СОШ №1 с.Исянгулово Зианчуринского района РБ (скачать) (посмотреть) (текст документа)

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Доступ ​ к информационным ресурсам для обучающихся,в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровьяорганизованв кабинетах информатики,в школьном информационно- библиотечном центре и центре "Точка роста".

Официальный сайт школы имеет адаптированную версию. Версия для слабовидящих включается при нажатии на специальную кнопку на главной странице сайтаобразовательногоучреждения.​ Другого специального оснащения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья нет.​​Инвалиды и лица сограниченными возможностями здоровьянебольшой или средней степени тяжести могут пользоваться данной услугой на общих основаниях.​​

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В школьном информационно-библиотечном центре​ имеется в наличии коллекция электронных образовательных ресурсов(просмотр)​, к которым обеспечен доступ обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

​Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования отсутствуют.

Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Для входа в здание пришкольного интерната для инвалидов и лиц с ОВЗ имеется пандус.



Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

не предусмотрено
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».